Памяти В.Н. Никитина
N 21, 2001 г.

Скончался В.Н. Никитин, убежденный гуманист и атеист. На днях мы опубликовали его предсмертное обращение ко всем, кто его знал и мог так или иначе истолковать его последние шаги. Силы почти покинули его, до кончины, как оказалось, оставался почти миг, считанные часы. Но и в этом состоянии он думал не о болезни, а о друзьях и близких, о деле всей своей жизни.

Об этом деле он сам рассказывал недавно в качестве участника телеконференции СПб отделения РГО в ответ на предложение создать и возглавить в СПб атеистическую общественную организацию.

"Сначала немного о себе, чтобы было понятно, как я в принципе отношусь к таким Обществам. В 1959 г. в ряде центральных газет (в частности, в "Комсомольской правде" и "Литературной газете") писали о возникновении в послевоенное время первого в СССР студенческого клуба атеистов. Назывался он с учетом ленинского эпитета в работе "О значении воинствующего материализма" "Клубом воинствующих атеистов" (сокращенно - КВАТом, а его члены - кватовцами). Организатором и руководителем (председателем) этого клуба был молодой преподаватель Даугавпилсского (Латвия) педагогического института. Это был я.

В 1964 году в Ленинградском педагогическом институте открылась кафедра научного атеизма. За мной приехал "посол" из Ленинграда (заведующий этой кафедрой) и сагитировал переехать в Ленинград. И в 1964 г. клуб атеистов под моим руководством начал работать в этом институте. В 1992 г. кафедра (она называлась уже кафедрой истории религии, а сейчас называется кафедрой религиоведения), учитывая новую ситуацию в стране, новые законы, которые запрещали формировать в вузе то или иное отношение к религии, закрыла этот клуб. Так или иначе, но на посту руководителя атеистического общества я проработал более 30 лет.

Но я был молод и здоров. Сейчас я стар (родился 12.01.31) и болен. Силы не те. Это одно обстоятельство, которое мне мешает принять твое предложение. Но оно не главное. Главное - второе. А суть второго обстоятельства вот в чем. Я жил, живу и умру атеистом. Это во мне очень глубоко и неискоренимо. Но мой атеизм эволюционировал. И не от испуга, а от более глубокого понимания ситуации. Раньше я думал, что религия "абсолютно реакционна". Сейчас я думаю, что в ней есть нечто полезное (для определенных слоев населения и на определенное время). Раньше я думал, что можно и нужно бороться за полное преодоление религии. Сейчас я думаю иначе: задача преодоления религии "сегодня" (ставлю это слово в кавычки, потому что не знаю и знать не могу, сколько времени продлится это "сегодня") иллюзорна, нереальна, а в связи с этим и вредна. Атеисты, на мой взгляд, должны "сегодня" не наступать, а обороняться. Наша главная задача "сегодня": сохранять и укреплять атеистический плацдарм (обеспечивая возможность перейти в наступление "завтра", но это уже будет делать другое поколение людей). А из главной задачи вытекает ряд задач второго порядка: борьба против клерикализации образования, религиозного фанатизма, союз с цивилизованными (гуманистически ориентированными) верующими за утверждение гуманистических идеалов в обществе и др. Очень важна борьба атеистов совместно с верующими за гуманистические идеалы. Дело в том, что в прошлом клерикалы и фанатики много сделали для того, чтобы сделать понятия "атеизм" и "атеисты" пугалом. И им это в какой-то мере удалось. Надо реабилитировать эти понятия. Надо показать на деле, что атеисты - это люди, которые борются за справедливость, защищают всех обиженных, независимо от их мировоззрения. Вот почему я думаю, что сегодня название "гуманистическое общество" предпочтительнее названия "атеистическое общество". В Санкт-Петербурге существует "гуманистическое общество" (оно является отделением Российского гуманистического общества). И я в нем состою. В нашем Уставе сказано, что мы атеисты. В наших печатных и устных выступлениях мы разъясняем, что мы -"светские гуманисты, а это значит "атеисты". Поэтому, на мой взгляд, создавать в нашем городе еще и отдельное Атеистическое общество нет необходимости. В борьбе за атеистические идеи я в принципе - твой союзник, но я - сторонник другой тактики. Таков мой ответ на твое предложение. 19.05.01."


И вот неумолимая смерть разлучила нас, коллег Владимира Николаевича по РГО, с этим светлым, умным и добрым человеком, одним из самых активных из нас в непростом по нынешним временам просветительском деле, призванном сохранять и укреплять атеистический, гуманистический плацдарм в России.

Весть о его кончине тяжела для нас. Вот что говорят об этом его соратники и единомыщленники.

А. Ахаян. Дорогой Владимир Николаевич, преклоняюсь перед Вашим светлым умом и Вашим мужеством. Вы - истинный гуманист, поскольку для Вас жизнь и благополучие отдельного человека значат значительно больше, чем любая теория, догма или вера. Спасибо Вам. 21.07.01.

Димьян. Прощальное письмо В. Никитина тронуло меня на глубоком эмоциональном уровне, хотя я не был знаком с ним, а его публикации прочитал лишь недавно на Вашем сайте. Его письмо не только пробирает честностью и настоящим драматизмом, но и вдохновляет на дальнейшую жизнь и работу. Это красивое и сильное прощальное слово. 21.07.01.

А. Семенов. Вспомним, как совсем недавно на телеконференции произошел скоротечный, но жаркий спор по поводу статьи В.Н. о роли религии. Предложенный им терпимый и взвешенный - подлинно гуманистический - подход встретил неоднозначную оценку, были и едкие нападки. И вот этот человек показал всем нам, как может встретить свои последние дни гуманист и атеист. Показал яснее ясного, где - настоящее, а где - пыль и пустые словеса. О чем думал этот человек на пороге смерти? О возможности личного "спасения"? Нет. Вот что занимало его мысли (а жить оставалось три дня).

"У людей не было и нет лучшего мировоззрения, чем гуманизм, уважение к человеку как таковому, защита его права на жизнь и свободу. Поэтому ни атеисты не должны осуждать простых верующих, ни верующие - атеистов. И те, и другие должны совместно противостоять как религиозному, так и атеистическому фанатизму и поддерживать добрые отношения между собой для общей деятельности по устройству справедливой и счастливой жизни на нашей с вами Земле".

Прислушаемся к себе: неужели ничто внутри нас не откликнется на эти слова? Не здесь ли зерно истины в недавно возникшем споре о соотношении атеизма и гуманизма?

Может ли верующий пожертвовать принципами веры ради родного человека? Едва ли. Скорее наоборот, ради веры отречется от родных (ученик христов должен "возненавидеть" отца и мать, жену и детей, братьев и сестер. "Отец будет против сына, и сын против отца"). А здесь - атеист принимает причастие, надеясь хотя бы так повлиять на сына, рискуя навлечь на себя посмертные упреки. Не нам судить о практической пользе этого шага. Здесь важен мотив. Мне кажется, так поступить мог только настоящий гуманист. И это понятнее и убедительнее всяких манифестов. 25.07.01.

наверх


Симпатичная мелкая бытовая техника марок Bosh, Braun, Electrolux со скидками в этом месяце.