Лозунг дня
N 19, 2001 г.

Сегодня религия оправдана лишь в той мере, в какой функции удовлетворения определенных смысложизненных и психологических потребностей личности, так же как и смягчения нравов не могут быть выполнены гуманизмом как мировоззрением и общественным движением, поскольку гражданский (светский) гуманизм в России нов, слаб, малоизвестен. Что называется, не под рукой.

Отсюда и лозунг дня: Долг светского гуманизма в России - возможно быстрее становиться на ноги, развертывать просветительскую и образовательную работу, активно организовываться. Гуманизм может и должен настойчиво становиться моральной силой, воздействующей и на общественное мнение, и на правящие верхи, какими бы инертными и невосприимчивыми к гуманизму они ни были.

Но давайте взглянем на "либерализацию" церковно-государственных отношений в России с точки зрения "дохода" и "расхода". Цена, которую платит общество за "использование" государством РПЦ - этой готовой идеологической и общественной структуры - в качестве стабилизирующего фактора, складывается из таких компонентов:

уменьшение реализма и здравого смысла в понимании фундаментальных моральных, гражданских и политических ценностей и процессов, происходящих у нас дома и за рубежом, поскольку то, что церковь предлагает сегодня своим прихожанам и населению в целом, весьма архаично и далеко не соответствует повседневному индивидуальному и общественному опыту людей и в целом культурной практике человечества на рубеже тысячелетий;

подрыв научных представлений, их ценности в глазах значительного числа граждан, поскольку религиозная картина мироздания в корне противоречит картине мира, доставляемой нам разумом и свободными исследованиями действительности, науками о человеке, естественными и общественными науками;

закладывание на будущее мощных религиозных конфликтов, поскольку Российская Федерация - это страна, в которой бытует множество самых различных религий и церквей, окрашенных чаще всего национально и этнографически;


провоцирование отчуждения и противостояния между верующими и неверующими гражданами страны, раскол общества по принципу "верующие - неверующие", т.е. между теми, кто, так или иначе, "оцерковлен" и теми, кто является атеистом или индифферентен к религии, считает себя человеком светской культуры, свободомыслящим;

иррационализация общественного сознания, так как феномен религиозной веры противоположен феномену разума; распространение верований не может не оттеснять разум на периферию сознания, что открывает дорогу слепым эмоциям, подсознательному и всякого рода мистическим и паранормальным представлениям;

стимуляция засорения культуры антинаучными, т.е. оккультными, магическими, экстрасенсорными и т.п. учениями и практиками, поскольку для подавляющего числа обывателей они не имеют особого отличия от религиозных верований и без труда совмещаются с верой в бога;

прямо и косвенно церковь порождает неосредневековый мировоззренческо-психологический комплекс, включающий веру в мистику, колдовство, магию, гадания, пророчества, волшебство, колдовства и тому подобные "действа", несовместимые с разумом и достоинством современного культурного человека; характерно, что "потомственные" колдуньи, маги, волшебники и т.п. шарлатаны так быстро размножились одновременно с экспансией религии в культуру, особенно в средства массовой информации и пропаганды;

религия вносит свою лепту в усиление кризиса медицинского обслуживания и ухудшение качества лечения, так или иначе содействуя внедрению в терапию и методики лечения идей и принципов, не имеющих ничего общего с научной медициной;

внедряясь в систему народного образования, религия подрывает фундамент светской педагогики и воспитания, т.е. школы, основанной на ценностях науки и общечеловеческих нравственных нормах.

Наконец, нельзя не сказать, что альянс государства и церкви позволил последней неслыханно и, по сути, мгновенно обогатиться финансово и имущественно не столько за счет пожертвований простых верующих, сколько за счет предоставления ей государством фантастических льгот и выдачи институтам церкви различного рода лицензий и концессий на производство, добычу и торговлю многими товарами: от нефти и морепродуктов до табака, вина и водки.

Такова, вкратце, цена, которую мы платим за "окормление" РПЦ российских граждан.

Валерий Кувакин

наверх


душевые уголки с поддоном