М.М. Богословский. Душа человеческая (продолжение).
(радио "Петербург" 17.03.00)

У микрофона биолог и религиовед М.М. Богословский, 17.03.2000

Душа человеческая (продолжение)

Откуда взялась наша душа? Этим вопросом религиозные люди интересовались с древнейших времен. И мифологический взгляд на мир дает на него простой ответ: душу человеку дают языческие боги или единый Бог.

Иудейская и ее родственница, христианская, Церкви учат, что человек получает свою душу от Бога при рождении. Если каждую секунду на Земном шаре рождается сто человек, то это значит, что с частотой сто раз в секунду Бог должен успевать изготавливать и сразу вкладывать души в тела новорожденных или детей, еще находящихся в утробах матерей.

Задача Бога усложняется тем, что делать это приходится одновременно в разных уголках Земного шара. А поскольку эта работа должна совершаться все время без перерыва (процесс рождения детей остановить нельзя), то значит, и добрый Бог должен делать ее также непрерывно. Естественно, что времени на другие дела, в том числе такие важные, как выслушивание молитв сотен миллионов людей, у него не остается.

На вопрос, из чего бог изготавливает душу, христианская Церковь и, в частности, Русская православная отвечают очень просто - из душ родителей. Таково было решение пятого Вселенского собора (VI век н.э.). При этом, если образование тела происходит в утробе матери постепенно (в течение 9 месяцев), то душа, по учению Церкви, может твориться только мгновенно.

Конечно же, ни одна крупная Церковь не смогла оставить без ответа и вопрос о том, когда душа вкладывается Богом в тело ребенка.

Русская православная Церковь разделяет идею сотворения Богом души в то же время, когда образуется и тело. При этом Бог, создав душу ребенка, вкладывает ее в зародыш не сразу после зачатия (значит, он постоянно следит за ним), а лишь спустя несколько недель, необходимых для формирования тела ребенка.

Разобравшись с вопросом о происхождении нашей души, интересно узнать и о том, а вечна ли она. В последнее время в связи с активизацией деятельности церковных организаций, увеличением информации о религиозных учениях чаще, чем прежде, стала обсуждаться проблема бессмертия, вечной жизни.

Вечной жизнью человек прежде всего наделял созданных им бесчисленных богов. Правда, бессмертными были не все боги, часть из них, как и люди, была смертна. Однако, люди не хотели забывать и себя: уж очень им не хотелось верить, что жизнь заканчивается смертью, после которой ничего нет. У многих народов мира существуют мифы и волшебные сказки, в которых говорится о средстве оживления умерших людей - живой воде. Но вот незадача - тело человека, как и любого животного или растения, после смерти гниет, разлагается и исчезает, а волшебной воды как не было, так и нет. Поэтому у всех народов мира, во всех религиях оживление, воскрешение связывается прежде всего с существованием вечной души. Так, в Библии, в ветхозаветной книге Экклезиаста сказано: "И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, который дал его".

В то же время для многих, наверное, будет удивительным узнать, что не всегда и не все считали, что душа вечна. Так, согласно взглядам древнегреческих философов Демокрита и Эпикура тленья не избегает не только тело, но и душа. При этом сначала разлагается тело, а потом душа. Подобный взгляд высказывали и стоики, которые полагали, что душа, хотя и остается жить после смерти тела, но с течением времени подвергается разрушению.

Помимо этих двух противоположных взглядов на вопрос о бессмертии души, уже в древнейшие времена существовало верование в то, что бессмертной душой обладают не все люди, а только избранные, в частности, вожди. Сегодня такие взгляды разделяют некоторые примитивные племена. Например, по верованиям туземцев островов Тонга, их предводители после смерти переходят в божественном просветлении в страну блаженства Болоту, представители же простого народа наделены душами, которые умирают вместе с их телами.

Избранными для вечной жизни их душ могут быть и лица, заслужившие на это право своей праведной жизнью и, прежде всего, конечно, любовью к богу. Согласно верованиям древних иранских племен, последователей учения Ахурамазды, вечной жизнью наделяются только души праведников. А вот души грешников в "конце мира" будут истреблены. Таким образом, у одних душа вечна, а у других - нет.


Еще недавно у некоторых групп племени конго (Центральная Африка) бытовало представление о том, что души большинства людей смертны. У них существовало понятие о "двойной смерти", согласно которому умирало лишь тело, а душа некоторое время продолжала жить.

Еще проще решается этот вопрос, когда у человека не одна, а несколько душ. Тогда одни души могут обладать вечностью, а другие остаются смертными. Так, у племени индейцев кондов три души обладали бессмертием, а вот четвертой не повезло - ей приходилось умирать вместе с телом.

Что касается самой крупной по численности верующих Церкви - христианской, то считается, что вера в бессмертие души была присуща ей изначально. На деле же в течение веков среди отцов христианской Церкви царила удивительная разноголосица.

Живший во втором веке н.э. отец Церкви Ириней Лионский учил, что душа не имеет абсолютного бессмертия, что "как тело само по себе не есть душа, но только принимает участи в жизни души, так и душа сама по себе не есть жизнь, но принимает потребную для себя жизнь от Бога". И такая точка зрения не была случайной. Ведь первые книги Ветхого завета не дают никаких серьезных оснований для веры в бессмертие души. Даже в Новом завете прямо говорится, что только Бог "единый имеющий бессмертие". Ссылаясь на это утверждение, богословы пытались обойти неизбежно возникающие противоречия.

Действительно, если душа бессмертна по своей природе, то всемогущий Бог не может ее уничтожить. Однако, с богословских позиций думать так - кощунство. Чтобы не впасть в него, некоторые теологи заявляли, что душа смертна и может существовать столько, сколько того захочет Бог.

Такая путаница во взглядах христианских богословов связана прежде всего с тем, что в самой главной для христиан части Библии, Новом завете, слово "душа" имеет значение и смертного живого существа и бессмертного нематериального в человеке.

Споры о сути души продолжались несколько столетий и хотя в конце концов христианская Церковь постановила считать, что душа человеческая бессмертна, но и по сей день вера в ее бессмертие так и не стала общепризнанной в этой религии.

Ну, уж православная-то Церковь и, в частности, Русская, наверное, твердо убеждена в бессмертии души, спросите вы. Увы, это не так. В сборнике "Душа человеческая", изданном в 1992 году Свято-Троицким Ново-Голутвиным монастырем, принадлежащим Русской православной Церкви, сказано совершенно однозначно: "...говоря о бессмертии души, нельзя со строгой необходимостью доказать бессмертие ее. Ибо тот, кто даровал душе несложность и простоту, может и совсем уничтожить душу". Где же гарантия, что ее не может уничтожить сам всесильный Бог?

Такой гарантии не может дать никто. Уж если консервативная православная Церковь не может подтвердить бессмертие души, то что, спрашивается, взять с вольнодумствующих протестантов? Идею бессмертия души отвергают, например, две крупные протестантские Церкви: "Адвентисты седьмого дня" и "Свидетели Иеговы". Один из руководителей "Свидетелей" Рутерфорд, желая подчеркнуть крайнюю степень неприятия идеи вечной, неуничтожимой души, даже заявил, что "мысль о бессмертии души родилась у Сатаны".

Между живыми родственниками и душами их предков, как считают почти все народы мира, существует незримая, но тесная и постоянная связь. Души мертвых представляют интересы живых в ином мире, покровительствуют им и заботятся о них. В основном их "помощь" всегда заключалась в обеспечении хорошего урожая сельскохозяйственных культур.

Даже и сегодня, если человек не ощущает помощи от своего предка, он может обратиться к нему с упреком. Так, свази в Африке говорят: "Почему ты отвернулся от нас? Это плохо с твоей стороны. Заботься о нас так же, как мы заботимся о тебе!".

Судя об обычаях и обрядах язычников по церемониям встречи, угощения и провод душ предков, христианин лишь усмехнется - что, мол, взять с них, с этих язычников. Но христианам не следует забывать, что их собственные обряды и обычаи, связанные с поминовением душ умерших, по сути те же, языческие...

Ведущий передач - радиожурналист А.Б. Федоров.

наверх


Храм и Слово знаменитый православный магазин в Москве.