М.М. Чулаки. Поговорим о предсказателях.
(радио "Петербург" 07.01.00)

У микрофона писатель М.М. Чулаки, 07.01.2000

Поговорим о предсказателях

Года, я не помню точно, два назад поразил Москву большой смерч, причинивший немало бед. Мэр Лужков очень разнервничался и сгоряча завел собственную метеослужбу, поскольку счёл, что федеральная его подвела, не предупредив о бедствии. Правда, метеорологи говорили, что будет сильный ветер, но не сказали, что он будет настолько катастрофическим. Из этого примера видно, что хотя прогнозы погоды давно служат темой анекдотов, люди относятся к ним очень серьезно и обижаются, когда они не сбываются.

Тем не менее, несмотря на невысокую репутацию метеоведомства, прогнозы погоды сбываются процентов на 80-90. Если бы с такой же достоверностью сбывались предсказания человеческих судеб, то у людей не оставалось бы никаких сомнений в том, что их ждет. Но предсказателей, угадывающих будущее с достоверностью не то что 80-90%, а хотя бы 1%, просто нет. И тем не менее люди продолжают обращаться к ним, никто из предсказателей не испытывает недостатка ни в клиентах, ни в средствах, поскольку дело это выгодное. Это происходит потому, что к предсказаниям своей судьбы люди относятся с другими требованиями, тут действуют иные психологические стандарты. Люди прощают лжепророкам огромное число провалов, все несбывшиеся предсказания, а когда что-то случайно совпадает, необычайно радуются и рассказывают об этом всем и повсюду. То есть люди сами понимают, что всё это не совсем серьезно, но немножко в это верят.

Если представить себе, что действительно существуют люди, способные далеко предвидеть будущее, читать чужие мысли и знать о событиях, которых не видят, то они должны иметь огромное преимущество над остальными. Это как зрячие среди слепых: даже будучи слабыми, немощными и глупыми, они могут повелевать, властвовать, становиться кумирами всего лишь потому, что способны видеть. Так и предсказатели. Обладай они в действительности теми сверхчеловеческими способностями, которые приписывает им молва, они могли бы сделаться необычайно могущественными. Но они занимаются всего лишь своим скромным промыслом и никаких иных успехов в жизни не имеют, ибо на самом деле провидцами не являются.

Больше того, если бы эти люди такими способностями обладали, мы должны были бы назвать их извергами рода человеческого. Как же, знал, что тогда-то и там-то случится катастрофическое землетрясение, и смолчал; знал, что разобьется самолет с 200 пассажирами на борту, утонет теплоход «Адмирал Нахимов» и паром «Эстония», и не предупредил. Но никакими извергами все эти хваленые Ванги и прочие, конечно, не являются. Они такие же слабые люди, как все остальные, знают не больше, а часто и меньше нас, и мы их ни в чем, кроме гипертрофированной самонадеянности, обвинить не можем.

Тем не менее, хотя предсказатели постоянно доказывают свое полное бессилие, очень многие люди верят в судьбу, в то, что им что-то «на роду написано», предначертано в жизни и поэтому непременно сбудется. Такие люди есть среди всех народов, рас и профессий, но чаще встречаются среди представителей профессий риска: летчиков, моряков, даже спортсменов. Среди них много и суеверных, т.е. верящих в разные приметы. И всё это, нельзя не признать, может быть, их успокаивает. Человек ведет рискованную жизнь, и знать, что судьба есть и хранит его, очень утешительно. Это своего рода психотерапия, когда человек ощущает возможность опереться на кого-то, более сильного, который всегда заступится. Это то же чувство, которое испытывает маленький ребенок к своему, как ему кажется, всесильному отцу, который защитит, поможет, и ребенок может ни о чем не беспокоиться.

Существуют целые религиозные направления, приверженцы которых уверены, что будущее очень твердо и совершенно неизменяемо предопределено. Среди христиан это кальвинисты (ветвь лютеранства), а среди мусульман этим особенно отличаются исмаилиты. Они убеждены, что всё будущее наперед расписано и ни вправо, ни влево отступить от этого нельзя, ни один волос не падает с головы без Господнего соизволения. Если стать на такую позицию, то люди оказываются просто актерами, марионетками, играющими роли, из которых никак не могут выйти. Не может же марионетка вдруг взбрыкнуть, ведь она целиком во власти кукловода. Но если так, то совершенно непонятно, почему те же кальвинисты были чрезвычайно жестоки и сурово карали за всякие преступления, особенно за религиозное отступничество. В чём виноват злодей, если он всего лишь кукла, играющая роль злодея? Мы же не презираем актера, играющего в спектакле роль негодяя. Наоборот, если он играет хорошо, мы его восхваляем. Мы не сжигаем несчастную куклу, которая играла Карабаса-Барабаса. Что с куклы взять? А религиозные экстремисты, свято веря в предначертанность судьбы, тем не менее считают правильным жестоко наказывать людей, совершивших злое дело фактически по воле Бога. Согласитесь, что в этом нет никакой логики.


Если принять, что всё абсолютно строго определено наперёд, то человеческая жизнь теряет всякий смысл. Тогда все наши поступки – это не наши поступки, ибо нами водят, как куклами. Жить так очень жалко и скучно. К счастью, до такой крайности большинство людей не доходит, а находится где-то посередине: немножко верит в судьбу и немножко – в свою волю и продиктованные ею поступки, в то, что если очень постараться, то можно многого добиться, переломив судьбу. Но отказаться полностью от веры в то, что судьба существует, они не могут. В связи с этим я хочу сказать вам, что тут надо выбирать или одно, или другое. Вера в абсолютную предопределенность всего, я убежден, полная чушь. Но она, по крайней мере, логична и последовательна. Если говорить о полной свободе воли, о том, что люди сами создают свою судьбу по своему выбору, то это тоже последовательно и логично. А вот смесь этих двух мировоззрений логики как раз и лишена.

Обратимся к примеру. В учебнике истории, там, где она приправлена мистикой, вы можете прочитать, что Кальфурния, жена Цезаря, в ночь перед его убийством видела сон, что его зарезали, и поэтому просила мужа: «Не ходи на Форум, тебя сегодня убьют». Но Цезарь мощной дланью отбросил глупую женщину, сказав, что не желает слушать бабьи россказни, пошел на Форум и был там убит Брутом и Кассием. Но представим себе, что он согласился, не пошел и его не убили. Тем самым Цезарь изменил бы свою судьбу. Казалось бы, все очень просто и понятно. Но так было бы, если бы на свете существовал только он. А были ведь и все окружающие, в том числе его убийцы. Значит, своим поступком он изменил бы также судьбу Брута и Кассия, а также огромного числа римлян, которые после смерти Цезаря были вовлечены в кровопролитную гражданскую войну и погибли в ней. А советовала ли жена Брута своему мужу, идти ему на Форум или нет? Да не всё ли равно, если исходить из того, что сам Брут принять решение уже не мог, так как его судьбу определил своим решением Цезарь. Возьмем более близкий пример. Представьте, что человек ехал на машине, произошло столкновение, погиб он сам и водитель встречной машины. А если бы он не поехал, то изменил бы этим не только свою судьбу, но и встречного водителя. Да и тот тоже мог выбрать другую дорогу. Что я хочу этим сказать? Что если согласиться, что судьба существует, то отдельных, изолированных друг от друга судеб быть не может. Изменяя свою судьбу, человек автоматически меняет судьбы других людей, а те ведь тоже самостоятельны и тоже должны не только иметь свои судьбы, но и распоряжаться ими. Вот и получается, что если человек признает одновременно существование своей судьбы и возможность самому строить её, «играть» ею, то такое представление абсолютно нелогично. Поэтому каждый должен решить для себя что-нибудь одно: либо что всё зависит только от него и других людей, что будущее создается коллективными усилиями, волей и безволием, геройством и преступлениями каждого и всех, либо что оно абсолютно предопределено свыше и ни от кого из нас не зависит. Эти две крайние точки зрения логичны, а среднего между ними быть не может.

И всё же понятие о своей судьбе, если не вкладывать в него никакого мистического, рокового содержания, часто бывает полезно. Если человек сомневается в своих силах и таланте, то, поверив, что судьба на его стороне, он обретает веру в себя и многого добивается. Поэтому верить в себя, в то, что вас ждет прекрасная судьба, психологически очень полезно. Но только при одном условии: если вслед за этой верой пойдут ваши поступки, воля, труд. Только тогда вы найдете свою настоящую, а не мистическую судьбу.

Ведущий передач - радиожурналист А.Б. Федоров.

наверх


Пластическая хирургия пластика век и консультирование