О поддержке просветительских СМИ

Концептуальная записка, распространенная 22.11.07 в Клубе научных журналистов http://Nauchnik.ru

В последнее время из уст президента и членов правительства часто звучат слова о необходимости становления в России инновационной экономики, развития общества знаний. Действительно, только так мы можем уйти от однобокого, сырьевого характера нашей экономики, заложить основы для превращения России в экономически развитое государство.

Экономическое процветание США в конце ХХ века и в начале XXI-го полностью обеспечено фундаментальными научными исследованиями, которые велись при поддержке американского правительства. Сейчас в экономически развитых странах порядка 70% прироста ВВП происходит за счет наукоемкого производства. Инновационная экономика или экономика знаний, как ее еще называют, всецело зиждется на развитии науки, прежде всего фундаментальной – это прописная истина. Но высокий уровень научных исследований обеспечивается постоянным притоком новых ученых и поддержкой науки не только со стороны государства, но и со стороны общества. Отсюда можно оценить важность научно-просветительской деятельности – она позволяет талантливым ученикам и добросовестным учителям быть в курсе того, что происходит в науке сейчас и что, может быть, попадет в школьные учебники через десяток лет. Научно-популярные издания («Знание-сила», «Химия и жизнь», «Наука и жизнь», «Квант», «Экология и жизнь» и ряд других) – механизм воспитания интереса к науке: для некоторых этот интерес оборачивается выбором профессии, определением призвания. Это механизм обеспечения широкого кругозора, мостик между наукой и любознательными людьми, которые далеки от науки либо стали учеными в другой сфере знаний. Это механизм, который помогает старающимся идти в ногу со временем учителям быть в курсе научных событий, сохранять высокий уровень знаний, поскольку в школьные учебники и в пособия для учителей информация о новых открытиях попадает ой как нескоро.

Кроме инновационной экономики, президента и отдельных членов правительства беспокоит проблема безнравственности, укоренившейся ныне в российском обществе. Именно отсутствие прочных нравственных устоев порождает угрожающие масштабы коррупции, казнокрадства, организованной преступности. Все это требует активной просветительской деятельности в сфере культуры.

Вместе с тем, наше любимое государство мало делает для того, чтобы поощрить СМИ, которые занимаются просветительской деятельностью, направленной на становление инновационной экономики, сохранение и развитие российской науки, просветительскую деятельность в сфере нравственности, культуры. Единственным механизмом, который действует в настоящее время, являются гранты Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, за которые получившие их, в частности, журнал «Знание-сила» благодарны агентству. Но просветительская деятельность, безусловно, полезная обществу, должна быть поставлена на более прочную основу. А в настоящее время изданиям, носящим просветительский характер, в частности, научно-просветительским изданиям приходится выживать.

Множество региональных и местных СМИ, прежде всего газет, приспособилось к нынешним условиям жизни. Не являясь рекламными изданиями, они выживают за счет рекламы, которая может занимать до 40% объема издания. Однако, просветительские СМИ не могут позволить себе публиковать в таких объемах рекламу в силу самого характера этих изданий. Плохо совмещаются тексты о научных исследованиях или славных событиях из отечественной истории с рекламой очень дорогих часов, косметики, прокладок и даже творожков «Даниссимо».

С другой стороны, основной читатель научно-популярных изданий беден. Это учителя, живущие в небольших и средних городах, в сельской местности, представители творческой и научной интеллигенции, студенты младших курсов и ученики старших классов. Многие из прежних постоянных читателей научно-популярных журналов не имеют сейчас финансовых средств для того, чтобы подписаться на одно или несколько изданий.

Конечно, мир за последние пятнадцать лет изменился коренным образом. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, компьютер превратился в обыденность. Казалось бы, зачем сейчас научно-популярные журналы, если каждый подросток, умеющий выходить в Интернет, с легкостью отыщет информацию по любому научному вопросу?

В настоящее время возможность пользоваться Интернетом имеет 12-15% россиян. Прежде всего, они живут в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и т.д. Впрочем, список не будет чересчур длинным. Что касается средних и малых городов, там Интернет – экзотика. Не говоря уже про сельскую местность. И там ситуация в ближайшие годы не изменится, несмотря на обещания некоторых федеральных министров. Дело вовсе не в технических сложностях, а в финансовых – население, живущее за пределами больших городов, как правило, бедно. Увы, но с Интернетом связана и другая проблема. По данным социологов, подростки и молодые люди, имеющие возможность им пользоваться и с легкостью научившиеся находить любую информацию, не умеют ее анализировать, систематизировать, синтезировать, то есть не приучены использовать найденную информацию творчески. Вот почему важно, чтобы кто-то учил их быть не только убогими потребителями, но и созидателями, творцами.

В

США помимо выделяемых бюджетных средств давно действуют механизмы, поощряющие вложение денег в научные исследования со стороны частного капитала. Финансовые средства, передаваемые корпорациями, фирмами научным фондам и университетам на фундаментальные исследования, освобождаются от налогов «с двух сторон»: их вычитают из налогооблагаемой суммы тех, кто делает пожертвование, их освобождают от налогов для тех, кто пожертвование получает. То же самое с научно-популярной и просветительской деятельностью.

Думается, что отечественные периодические издания, занимающиеся просветительством и посредством этого выполняющие социальную функцию, также нуждаются в поддержке государства. Бедность читательской аудитории в масштабах страны, отсутствие финансовых средств у школьных и городских библиотек в сельской местности, в малых городах в значительной мере снижают число подписчиков на научно-популярные журналы. Но это приводит к искусственному ограничению потребности значительного числа граждан в доступе к просветительской информации, в получении знаний, отсутствующих в учебниках.

Государство должно помочь научно-популярным изданиям. Речь вовсе не о том, чтобы выделять им бюджетные средства. Речь о том, чтобы в результате определенных шагов правительства и Государственной Думы – скажем, отмены налога на добавленную стоимость (НДС) или иных налоговых льгот, – редакции смогли бы снизить цену журналов, и они стали бы доступнее тем группам населения, которые прежде всего нуждаются в таких изданиях.

Имеет смысл изменить действующее законодательство в сфере издательской деятельности, связанной с выпуском научно-популярных периодических изданий. СМИ, зарегистрированные Россвязьохранкультурой в качестве специализированных научно-популярных, целесообразно освободить от налога на прибыль и от НДС, причем НДС отменить по всей цепочке издательской деятельности, включая типографские работы и распространение. При этом разумно ввести ограничения на публикацию рекламы в таких изданиях – например, ее объем не должен превышать 5% от общего объема издания.

Налоговые послабления не должны распространяться на ведомственные издания, которые выходят за счет финансовых средств государственных ведомств, учреждений или акционерных обществ и являются информационными изданиями в некоторой сфере промышленной, экономической или финансовой деятельности и в значительной степени содержат косвенную рекламу данного ведомства, учреждения или акционерного общества. За редким исключением, такие издания в полном объеме получают необходимые для издательской деятельности финансовые средства. Вместе с тем, помимо научно-популярных изданий целесообразно распространить налоговые послабления на научные издания, выпускаемые научными учреждениями и высшими учебными заведениями.

Научно-популярных изданий наберется не более трех десятков. Так что введение для них налоговых льгот не сможет сколь-нибудь серьезно повлиять на наполняемость бюджета за счет налоговых поступлений. Число научных изданий выше – несколько сотен. Однако, их тиражи незначительны, как правило, ограничиваются 300-700 экземплярами. Так что налоговые льготы научным изданиям тоже не повлияют на наполняемость государственного бюджета. А вот польза от налоговых льгот научным и научно-популярным изданиям будет ощутимой для российского общества. При этом возможность злоупотреблений минимальна. Россвязьохранкультура может без проблем устанавливать соответствие конкретного издания заявленному статусу научного или научно-популярного: научные статьи вообще понятны узкому кругу читателей – специалистам в данном сфере знаний, но даже научно-популярные статьи, рассказывающие об исследованиях, открытиях, об ученых, о проблемах в той или иной науке, легко отличить от сугубо развлекательных материалов. С другой стороны, развлекательные журналы живут прежде всего за счет средств от рекламы, навряд ли они захотят ограничить объем публикуемой рекламы 5-ю процентами – этот объем доходит у них до 37-39%.

Введение изменений в действующее законодательство, согласно которым СМИ, зарегистрированные Россвязьохранкультурой в качестве специализированных научных и научно-популярных, освобождаются от налога на прибыль и от НДС, поможет развитию российской науки и образования, что полностью отвечает задачам, поставленным Президентом России В.В.Путиным перед Правительством и Государственной Думой РФ.

Игорь Харичев,
генеральный директор журнала «Знание-сила»

наверх


Компания KEMPPI: электрический сварочный аппарат - надежность по небольшим ценам