Prometey отвечает оппонентам

          В своем авторском комментарии /ru/articles.phtml?num=000313 Александр Ярославцев сообщал о публикации своей статьи "Авторитарный аспект христианства". После этого на форуме «На связи» http://forum.na-svyazi.ru/lofiversion/index.php/t87428-50.html возникла дискуссия, где Александр выступил под псевдонимом Prometey. Публикуем ее фрагменты в сокращении и стилистической правке редактора.

SergeiVen.
«Задам вам простой вопрос, может ли Бог вершить суд над человеком?»

Prometey.

Уважаемый SergeiVen. Ответить на ваш вопрос можно с нескольких точек зрения.

1. С точки зрения атеиста, Бог не может вершить суд над человеком, потому что его не существует. Бог – это вымысел человека.

2. С точки зрения психолога, Бог может выступать в качестве некоего идеала, как метафорическое выражение идеологии, сплачивающей людей. Как у мушкетеров из романа Дюма, когда «один за всех и все за одного». Между ними был «бог», который помогал им – это их великая дружба. Она помогала им спасаться от козней кардинала и помогла наказать Миледи. Но наказал-то ее не Бог, а люди (мушкетеры). Бог не наказывает, наказывают люди.

3. С точки зрения религиоведа даже метафорические боги не могут вершить суд, тем более – суд праведный. Ведь поклонение им (а порой даже одному и тому же) ведет к разделению людей на разные церковные конфессии, нередко враждующие между собой вплоть до провоцирования кровопролитных религиозных войн. И вот католики пытаются именем Бога вершить суд над протестантами, мусульмане - над христианами и индуистами, и т.д. Сколько бед это принесло!

В Евангелии бедного Лазаря, валяющегося у ворот богача, утешают тем, что в загробной жизни он будет в раю, а жестокий богач в аду. В этом вся соль религии – утешение. Угнетенному народу священники внушают, что в этой жизни надо смиренно терпеть - «Христос терпел и нам велел». А за это в загробной жизни Бог непременно накажет виновных. Но это будет там, а сейчас надо все терпеть…

Христианская религия парализует волю людей к восстановлению справедливости, делает их социально-пассивными, не способными к активной гражданской и демократической позиции, не способными к критике власти и борьбе за права человека, равнодушными к социальному прогрессу.

Христианские догматы действуют так, что ум и энергия человека, вместо того чтобы искать способы избавления от истинных причин его страданий, направляются в другое русло – безопасное для власть имущих и устоев созданного ими социального порядка. В итоге вся энергия пострадавшего направляется внутрь его и против него самого: на самоедство, мазохистское удовлетворение унижениями, борьбу с самим собой и мистическими псевдопричинами его несчастий, гасится страхом потери спасения души и, в конце концов, рассеивается в этом лабиринте. Мало того, у человека отнимаются все средства для того, чтобы найти выход из этой западни.

В результате извращения многих понятий, внушения заведомо ложных сведений о мире, человек оказывается абсолютно дезориентирован. И из-за ложных интерпретаций происходящего человек не в состоянии понять пружины общества и поэтому лишен возможности найти реальный способ решения своих проблем. Феномены дезориентации, мазохизма и хронического чувства вины, возникающие в христианском сознании, делают человека совершенно неспособным на борьбу с несправедливостью и, тем более, на мысли о каких-либо социальных преобразованиях. Люди становятся неспособными на осознание своих прав и защиту своих интересов. А для власть имущих этот аспект христианства всегда был необычайно ценным. Таким образом, христианская вера, наряду с прививаемыми ею, безусловно, благородными качествами личности, такими, как милосердие, сострадание, честность, коллективизм и скромность, делает человека совершенно беспомощным и беззащитным перед лицом тиранов и угнетателей. К сожалению, в истории нашей цивилизации, описанный мною, психологический механизм сделал физическое и духовное рабство незыблемым на протяжении веков.

Мораль должна существовать для счастья всех людей, а не избранных, и независимо от бога. Мораль создается людьми и для людей, и она имеет смысл и ценность так же, как человеческая жизнь, - независимо от того, существует вообще Бог или нет.

Итак, ваш вопрос - «может ли Бог вершить суд над человеком?» - логически ошибочен. Бог сам по себе – пустота, ничто, без людей он бессилен. Над человеком может вершить суд не Бог-идеология, например, буддизм или марксизм, или христианство, а только носители, сторонники этих идеологий. Такой суд пытались вершить католики над Галилеем и Коперником, православные над Львом Толстым, марксисты-большевики над «врагами пролетариата», маоисты над буддистами. И вы знаете, что такой «божий» суд был далеко не праведным!

Бог

как идеология может действовать, только если он властвует над умами большого количества людей. Потеряв эту власть, он становится бессилен. Именно поэтому представители разных церквей, конфессий, сект так рьяно стараются завербовать (обратить в свою веру) как можно больше людей, желая тем самым реанимировать своего бога, усилить его, получив власть над умами новообращенных.

Azazello.
«Нельзя не согласится, что религию в истории использовали всегда, начиная с язычества и заканчивая сектанством, точно так же, как и атеизм, фрейдизм и т.п. Но христианство дает человечеству не только "духовное рабство", но и великий полет духа в творениях художников, мыслителей, музыкантов, поэтов. Что это? По вашей логике - ошибка, случай. По моей, отражение божественной гармонии - "Бог - есть любовь"… Христианство питает душу, христианство - это упорядочивание внутренней нравственной иерархии, стержень, вокруг которого строится Личность».

Prometey

Уважаемый Azazello, вы затронули очень важный вопрос! Да, действительно, определенной части человечества христианство дает «духовную» пищу, поддерживает в человеке его светлые стороны, предлагает в образах Иисуса и святых идеалы для подражания и внутреннюю опору в испытаниях, вдохновляет в творчестве.

Да, много веков Церковь выступала как самый богатый заказчик для художников, архитекторов и музыкантов. Обладая огромными финансовыми ресурсами и пользуясь поддержкой государства, Церковь старалась с помощью творений искусства, производивших большое впечатление на людей, завлечь на свою сторону «души» людей, стать их властителем. Так поступала любая религия – начиная с древних Египта, Греции и Рима.

В средневековом искусстве перед эпохой Возрождения был период упадка. Это вызывалось тем, что Церковь стала под страхом смерти запрещать рисовать человека с натуры. Это считалось посягательством на единоличное право Бога на творение, соревнованием с ним в этом деле. Поэтому, если вы внимательно посмотрите на средневековые иконы, то заметите, что длины рук, ног и других частей тела в них очень непропорциональны. Черты лица часто неправильные и некрасивые.

Великий Леонардо да Винчи из-за запрета Церкви изучать натуру был вынужден нанимать рисковых людей, чтобы под покровом ночи выкапывать трупы из могил и по ним изучал пластическую анатомию. Поэтому у Леонардо такие красивые и живые Мадонны. С естественным, человеческим чувством земной радости они смотрят на своих младенцев…

Глубоко ошибочно считать, что у атеистов нет ничего «святого». Фраза Достоевского: «Если нет Бога – то все дозволено!» совершенно не отражает действительность. У атеистов тоже есть идеалы для подражания и то, что вы называете внутренним стержнем «души», что облагораживает их и отвращает от дурных мыслей и поступков.

Например, для меня идеалами для подражания являются такие личности как тот же Леонардо, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Левенгук, Ломоносов, исследователь подводного мира Кусто, советские ученые Вернадский, Королев, Туполев. В атеистических фильмах и книгах советской поры я находил и нахожу много полезного для себя. Эти произведения высокой культуры поддерживают мой духовный стержень, наставляют, служат опорой в трудную минуту.

По-моему, главное, чтобы культура независимо от того, православная она или протестантская, буддийская или атеистическая, воспитывала способность к высокой любви и бескорыстному служению людям…

Пусть ваша идеология и мораль будут основаны на поиске истины, подтверждаемой опытом, на правде и справедливости, на человечности, на доверии и любви к людям и к природе, на исследовании мира, а не на слепом послушании авторитету и подчинении мертвым догмам. Помните – люди и природа бесценны!

Пусть ваша идеология зиждется на гармоничном развитии способностей каждого человека и реализации личности во всех отношениях, полезных обществу, на любви к Родине, дружбе и солидарности людей, уважении к честному труду и заботе о других, на высоких гуманистических идеалах, исторических и политических знаниях.

Пусть ваша идеология вмещает в себя только позитивные нравственные ценности христианства. Возьмите в качестве объекта поклонения и идеала для подражания лучших представителей человечества, ведь их немало – и тогда все встанет на свои места!... Служите народу, родине, человечеству, а не идолу – Богу, которому приносили в жертву судьбы, жизни невинных людей и разум, ради незыблемости ложной предпосылки, что весь мир создан Богом и для него. И тогда будут невозможны чудовищные искажения морали... Такая мораль никогда не приведет к преступлениям против человечества, к которым приводила эксплуатация веры в Бога.

наверх


вешалка костюмная деревянная