Не верить в Бога фундаменталистов

Наука наносила, наносит и по своей природе не может не наносить сокрушительные удары по характеру религиозных верований.

Вера в существование сверхъестественного – основной существенный признак религии. Где нет веры в сверхъестественное, там нет и религии.

Игнорирование сверхъестественного – основной существенных признак науки. Где есть вера в сверхъестественное, там нет науки!

Сущность религиозных верований и присущих религии методов приобщения к вере в сверхъестественное и методов общения со сверхъестественным, с одной стороны, и сущность научных знаний и методов добывания и приобретения этих знаний, с другой стороны, существуют, если использовать богословский термин, в состоянии неслиянном.

Тем не менее, несовместимые и непримиримые друг с другом религия и наука исторически сосуществуют и взаимодействуют в общем котле общественной жизни. Это приводит к тому, что эти в принципе противоположные и несовместимые явления вольно и невольно оказывают влияние друг на друга, испытывают на себе это взаимовлияние и определенным образом «притираются».

Как «притираются»? А по-разному! Под давлением общества, у которого есть потребность и в религии, и в науке, обе стороны вынуждены уступать и терпеть друг друга. Это выгодное для общества взаимотерпение со временем было оформлено в концепции «Теории двойственной истины», в которой взаимно признано очевидное, а именно – несовместимость религиозных верований и научных знаний. Отсюда, религия и наука призывались терпеть друг друга и не вмешиваться в сферы друг друга, или, как говорил Ломоносов, не пытаться «изучать природу по Библии, а Бога измерять циркулем».

Правда, в этом неестественном сосуществовании религия и наука всегда пытались «лягнуть» друг друга. То Священный Синод в 1757 году требовал сослать ученого Ломоносова в Соловецкий монастырь для перевоспитания и до самого начала 19-го столетия запрещал в школах, в том числе и в духовных академиях, даже упоминать о «коперниканской ереси». То научные атеисты времен Советской власти утверждали: «Бога нет – это медицинский факт», «Бога нет – Гагарин в космосе его не видел».

Если отвлечься от злободневных пристрастий, то наука железной хваткой давила за горло веру в Бога и вынуждала Его Всемогущество по частям капитулировать и перестраиваться. Это особенно видно на примере конкретных религий, которые отказываются принимать буквально архаичные представления, отраженные в священных книгах: Библии, Коране, Ведах, Трипитаки и т. д. Религия вынуждена признать правоту научных утверждений и перетолковывать в духе этой правоты библейские, коранические, ведические представления… Но при этом служители культа пытались, как говорится, «держать хвост морковкой» и говорить о… Да о чем попало, только бы это непротиворечие науке «подтверждало, подтверждало, подтверждало» правоту религиозных представлений. Правда, церковь шла на это с такой же охотой, с какой упитанный бугай идет на скотобойню. Перед лицом новых научных открытий, которые явно показывали ложь религиозных представлений, церковь поначалу упиралась и всячески бодалась. Особенно болезненно ей далось признание учения Коперника-Галилея и эволюционной теории. Она до сих пор не может переварить в своем «сверхъестественном» брюхе научные открытия и современные научные знания в области космогонии и космологии, происхождение жизни и человека. Не может, а поэтому при первом удобном случае упирается, брыкается и всячески бодается. Иногда бодается довольно больно. В том числе и сейчас.

В силу сложившихся в настоящее время социально-политический условий и обстоятельств в мировом масштабе религией организовывается отчаянное сопротивление научным знаниям, просвещению. Показательным в этом отношении являются отчаянные попытки апологетов религии проникнуть в общеобразовательные школы с критикой научных знаний. Особенно, со своей концепцией креационизма. Церковная тактика и приемы попыток проникновения в школы - различные. В странах СНГ церковники используют то, что уже «наработано» их коллегами в других странах.

Ниже

приводится краткое сообщение, взятое с сайта американского атеиста Остина Кляйна:

«Апологеты религии в США настаивают на том, чтобы в школах преподавался креационизм*, преподавался по отдельной «полноценной» программе или вместо эволюционного учения. Но такие предложения лишены смысла. Дети и юноши в светские школы идут для получения научных знаний, приобретения профессий и для просвещения. Требовать преподавать креационизм – это все равно, что требовать преподавания в школах астрологии вместе с астрономией или вместо астрономии.

Означает ли это, что креационизм ни под каким видом нельзя допускать в школы? Конечно, не означает, пишет Григорий Кордеский (Gregory Kordeski) в газете «Стар Трибюн» (Star Tribune):

«Креационизм можно и следует изучать в школах. Но его место должно быть среди общественных наук: истории, политологии, социологии и психологии. Ему нет места в биологии или рядом с ней. Креационизм является продуктом религиозного фундаментализма** и в качестве такового подрывает основы научных знаний.

Учащиеся должны овладевать знаниями, которые в корне противоречат религиозному фундаментализму и креационизму.

Самое худшее, что может произойти – это позволить религиозным фундаменталистам - любого вероисповедания: христианского, исламского, католического, харизматического, буддистского, индуистского – стать доминирующей силой в общественной гражданской жизни. «В Бога»*** мы можем верить, но не в Бога же фундаменталистов».

Я сомневаюсь, продолжает Остин Кляйн, что большинство креационистов полностью согласятся с предложением Кордеского. Я думаю, что единственное законное место креационизма в школе – в предмете «История развития научных знаний», в частности, в том его разделе, где говорится о псевдонаучных знаниях и о том, чем они отличаются от знаний подлинно научных». __________________________________________________________

* Креационизм (от латинского слова ”creatio” – создаю, творю) – богословское «учение» о том, что мир не развивался по своим внутренние естественным законам, а создан Богом, что Бог создал человека, что библейские сказания об Адаме и Еве, о Всемирном потопе, о Христе, его смерти и воскресении и т. д. соответствуют действительности, а научные трактовки по этим проблемам являются ложью, заблуждением и зловредными вымыслами.

** Религиозный фундаментализм – система богословских концепций (вымыслов), которая требует буквального понимания библейского текста, библейских мифов и представлений. В Библии, например, сказано, что Бог создал мир за 6 дней около 7 тысяч лет тому назад, значит - «7000 лет и 6 дней тому назад»; сказано, что Бог вылепил первого человека из болота, значит, так оно и было: «вылепил из праха земного»; сказано, что был Всемирный потоп, значит – был; сказано, что заяц жует жвачку и имеет нераздвоенные копыта, значит – жует и имеет, и т. д. Правда, среди креационистов, как в воровской шайке, есть и определенное разнообразие. Там есть свои карманники, пытающиеся незаметно пролезть в карман души; есть «крутые ребята», работающие публично кулаками; есть мошенники, пытающиеся отвлечь внимание на постороннее… Словом, в креационизме, как в Ноевом ковчеге, «всякой твари – по паре».

*** «В Бога мы веруем» - лозунг США, предложенный для своей страны президентом Эйзенхауэром и утвержденный конгрессом. Этот лозунг: «In God we trust» («В Бога мы веруем». Можно переводить и как «На Бога наши надежды», «Богу мы доверяем»). Этот лозунг пишется на долларах, что дает снование американским острякам говорить: «В этого Бога мы веруем», подразумевая под Богом доллар.

Евграф Дулуман

наверх