Министерство образования остановит эволюцию одним учебником

«Петербургский час пик» 28.04 – 02.05.2006

Попытка повторить в России скандально знаменитые «обезьяньи процессы» (судебные преследования биологов в США), как мы и предполагали, оказалась мистификацией. Напомним, что ранее мы писали об инициативе сотрудника одного из рекламных агентств Петербурга, некоего Кирилла Ш., в судебном порядке ограничить преподавание в школах эволюционной теории происхождения видов и включить в школьную программу изучение религиозных суеверий о происхождении человека и животных.

В марте, на специально созванной пресс-конференции, рекламный агент заявил, что начал судебный процесс против Министерства образования РФ от имени своей дочери, школьницы Марии Ш. Впрочем, тут же выяснилось, что в действительности иск с заявленными требованиями в суд не передавался. Некоторые журналисты еще тогда заподозрили мистификацию, возможной целью которой была банальная пиар-компания мелкого рекламного агентства, его сотрудников и семейства Ш. в целом. Однако многие российские СМИ в течение нескольких дней активно распространяли информацию о «сенсационном судебном процессе», который на самом деле так и не состоялся. Сегодня сам инициатор «сенсации» признает, что эпатировал общественность в рамках рекламной компании, которую проводил в соавторстве с еще одним рекламистом, Андреем Вуйма, специализирующимся на информационных провокациях. В сетевом журнале, расположенном по адресу http://alef007.livejournal.com/ , Кирилл Ш. так объяснил мотивы своих действий:

«Я, как следует из названия моей конторы, занимаюсь рекламой и PR-проектами. И ни в генетике, ни в эволюции, ни в биологии специалистом себя не считаю, и считать не могу. Кстати, как и в программировании, и многом другом. Зато я отлично разбираюсь в рекламе. Написанный в предыдущих постах текст был самой обыкновенной информационной ловушкой. В которой вполне сознательно расставлены анкер-блоки и разнообразные заманки... А уж когда Антон (Антон Вуйма, рекламный агент, – прим. авт.) опубликовал текст «иска», и его тоже радостно принялись критиковать... Никому, случайно, не пришло в голову, что до подачи иска даже самый глупый адвокат не будет публиковать его текст?».

Несмотря на рекламный характер упомянутой кампании (ее апофеозом стало участие отца и дочери Ш. в одиозном телешоу Первого канала «Пусть говорят», которое ведет г-н Малахов), идея судебного запрета на преподавание научных теорий в государственных учебных заведениях нашла немало сторонников, особенно среди лидеров религиозных общин.

На прошлой неделе с резким осуждением любых попыток изменить светский характер образования в России выступили академик

РАН Сергей Инге-Вечтомов и ученый секретарь президиума СПБ научного центра РАН Эдуард Троп – в пресс-центре ИА «Росбалт» состоялось заседание клуба «Гость ученый», на котором анализировался конфликт между учеными и религиозными деятелями.

Российские ученые призвали общественность защитить государственные школы от религиозной экспансии. В ходе обсуждения проблемы они довели до сведения журналистов свои соображения, которые я здесь изложу тезисно:

- Библейский креационизм отвергает не только теорию Дарвина, а вообще любую эволюционную теорию, какой бы механизм эволюции в ней не содержался. Это принципиально антинаучный подход.

- Библейская космогония антинаучна, она противоречит не только любой теории эволюции, но и вообще всему естествознанию. Библия и естествознание несовместимы.

- Теория Дарвина является объективным, процедурным знанием - обобщением наблюдений природных закономерностей и селекционных достижений человечества.

- Креационисты – критики теории Дарвина - не имеют даже общего представления ни о теории эволюции, ни о теории информации. Их «критические» высказывания основаны исключительно на идеологических штампах, а не фактической информации.

- Эволюция микроорганизмов и насекомых, происходящая у нас на глазах, подтверждает теорию Дарвина и влияет на нашу повседневную жизнь. Эволюция, затрагивающая крупных животных, зачастую занимает миллионы лет и поэтому не может быть наблюдаема повсеместно, хотя биологами зафиксированы и примеры быстрого видообразования (всего за несколько десятков лет).

- В школе следует четко и ясно объяснять учащимся: абсолютной истины не существует, истина всегда относительна, в науке нет завершенного знания, научное знание существует всегда лишь в динамичном развитии.

Заметим, что несмотря на очевидную абсурдность и неконституционность предложения об обязательном преподавании религиозных догматов в государственных школах, эта идея уже получила поддержку на уровне Министерства образования. Там готовится некий учебник «История мировых религий», содержание которого официально не раскрывается, а из неофициальных источников доходит информация об ангажированности этого учебника Русской православной церковью. Так, вашему корреспонденту удалось найти текст письма заместителя министра образования и науки РФ В.Н. Фридлянова депутату Государственной Думы ФС РФ А.Н. Крутову в ответ на запрос «О введении религиоведческого курса в общеобразовательных учреждениях «История мировых религий». Вот цитата из этого письма:

«В Институте всеобщей истории РАН для старших (10-11) классов профильных школ подготовлена рукопись учебного пособия «История мировых религий» (ответственный редактор - академик РАН Чубарьян А.О.) Центральное место в пособии занимают разделы, посвященные православию как религии, к которой принадлежит большинство верующих России. В настоящее время рукопись учебного пособия рассматривает Федеральный экспертный совет по учебникам».

То есть вполне возможно, что в ближайшее время теорию эволюции в российских школах все-таки дополнят свежим учением об истинном происхождении россиян.

Евгений Зубарев

наверх