Эволюция, ты научила нас верить

От редактора сайта. Роясь в архиве, очень кстати наткнулся на материал пятилетней давности http://www.grani.ru/sci_religion/ (датирован 15.02.2001). Почему «очень кстати», надеюсь, понятно в свете того, что происходит ныне в России.
_______________________________________________

Пожнешь бурю" - так назывался снятый сорок лет назад фильм Стэнли Крамера о знаменитом в американской истории "обезьяньем процессе". В 1925 году Джона Скопса, молодого учителя из штата Теннесси, приговорили к стодолларовому штрафу за преподавание дарвиновской теории эволюции. Вроде бы не более чем забавный казус из далекого прошлого: ведь отделение церкви от государства закреплено в Первой поправке к Конституции США, и по решениям Верховного суда никакие религиозные учения не должны допускаться в общественные школы страны. Но, оказывается, и сейчас в самой развитой стране мира Дарвину приходится бороться за существование. В школах некоторых штатов теория эволюции может лишь упоминаться как недоказанная гипотеза, а учителя должны сообщать детям и о возможности божественного сотворения мира и человека. В политкорректной Америке религиозный фундаментализм никуда не делся. Он лежит в основе движения против абортов и эвтаназии, его сторонники сражаются с дарвинизмом и выступают за восстановление школьной молитвы. Не исключено, что пожать эту бурю еще предстоит.

12 февраля прогрессивная общественность штата Канзас торжественно отметила день рождения Чарльза Дарвина, которому в этот день исполнилось 192 года. Перед собравшимися предстал сам убеленный сединами юбиляр в исполнении актера-любителя, откушал юбилейного торта и произнес краткий спич в защиту своей теории.

Автор "Происхождения видов" имел особые причины для беспокойства, заставившие его переворачиваться в гробу и в конце концов воскреснуть. На среду, 14 февраля, в столице штата Топеке было назначено заседание Совета по образованию, которому предстояло принять решение о том, как быть дальше с учением знаменитого британского естествоиспытателя. Невзирая на всемирное признание, на территории Канзаса судьба теории эволюции всецело пребывала в руках 10 членов Совета.

Вопрос остро встал перед школьными властями штата в августе 1999 года. Члены Совета, исповедующие креационистскую теорию происхождения жизни, изложенную в Книге Бытия, дали бой вульгарному материализму и большинством в два голоса (всего в Совете 10 человек) утвердили новую программу для муниципальных школ. Через 74 года после знаменитого "обезьяньего процесса", на котором был осужден учитель Джон Скопс за нарушение закона штата Теннесси, запрещающего развращать невинные детские души теорией эволюции, история вернулась на круги своя. За это время Святой Престол примирился с Дарвином. Но канзасские сторонники библейской версии оказались святее папы.

Они,

впрочем, пошли на уступки. Школьная программа не налагала категорический запрет на доктрину Дарвина. Она оставляла вопрос на усмотрение школьных советов графств, сама же теория эволюции определялась в ней как "попытка человека найти логическое объяснение" происхождению Земли и жизни на ней. Преподавать ее разрешалось лишь как одну из гипотез. На экзаменах ее знание от учеников не требовалось.

С тех пор в штате не умолкала дискуссия, в которой с обеих сторон приняли участие видные ученые-естественники, философы и другие авторитетные специалисты. Частью этой кампании и стало чествование основоположника, который, кстати сказать, находил, что его теория не противоречит Библии. После последних выборов, на которых американцы избирали не только президента и членов Конгресса, но и местных чиновников, соотношение сил в Совете изменилось в пользу дарвинистов. Христианские фундаменталисты оказались в явном меньшинстве, и новая редакция программы была в итоге утверждена семью голосами против трех. Член Совета Стив Абрамс, ветеринар по профессии и один из оппонентов Дарвина, уверен, что Совет совершил ошибку. По его словам, существуют убедительные научно установленные факты, противоречащие теории эволюции, а раз так, ее нельзя считать доказанной. Он убежден, что спор будет продолжен.

Канзас - не единственный американский штат, где начальство сомневается в теории Дарвина. Например, в Небраске школьная программа, излагающая ее, уже была утверждена два года назад, однако в дискуссию вмешался заместитель генерального прокурора штата, заявивший, что программа нарушает права учеников, поскольку дарвинизм преподносится в ней как факт, а не как версия. Именно такая формулировка содержится в школьных учебниках Алабамы. Как установил в прошлом году профессор Калифорнийского университета Лоуренс Лернер, треть американских школ не преподает теорию эволюции. С таким положением, как показал недавний опрос CNN-USA Today-Gallup, согласны 40 процентов американцев.

Проблема не так забавна, какой она, возможно, представляется. В ходе своего последнего пастырского визита в США Иоанн Павел II не раз заявлял, что эта страна стоит перед моральным выбором, какого она не знала со времен Гражданской войны. Это несомненно так. Как во всяком светском гражданском обществе, в США церковь отделена от государства. Но все большее число американцев приходит к выводу о необходимости возвращения к нравственным устоям, на которых созидалась страна, а созидалась она религиозными диссидентами, прежде всего пуританами, чье благочестие так раздражало либералов, что самое их имя они превратили в синоним ханжества. Эти призывы давно уже не глас вопиющего в пустыне, а дружный хор, голос миллионов. Движение против абортов и эвтаназии, споры вокруг школьной молитвы - все это предвестие какого-то подобия религиозных войн. На волне движения за возрождение моральных ценностей набирает силу новый обскурантизм. Завоевания эпохи либерализма под угрозой. На таком фоне канзасский диспут уже не выглядит анахронизмом, недоразумением или нелепым казусом.

Владимир Абаринов

наверх