Родителям – о религии в школе

http://carians.jedi.org.ua/tiki-read_article.php?

1. Принципы светского школьного образования
Цель школьного образования – снабдить ребенка набором естественнонаучных и гуманитарных знаний, необходимых для жизни в современном обществе и для понимания природных, социальных и техногенных процессов, с которыми имеет дело современный человек.
Школа должна также развить у ребенка навыки использования полученных знаний и навыки самостоятельного дополнения ранее полученных знаний. Соответственно, школа должна давать ребенку научно обоснованную картину окружающего природного и социального мира и формировать у ребенка рациональное, самостоятельное, критическое мышление.
Естественно, школьное образование должно включать рационально организованные науки о человеке – о его теле, психике, взаимоотношениях с окружающими людьми и обществом в целом.

2. Принципы церковного обучения
Цель церковного обучения – привить ребенку догматические представления об устройстве природы и общества, о свойствах человека, а также о правилах поведения и мышления верующего данной церкви. Ребенок должен быть приучен к безоговорочному послушанию церкви и ее представителям, к участию в церковных ритуалах и к вере в действенность этих ритуалов.
Церковное обучение предполагает воспитание некритического отношения к сообщаемой информации. Церковный преподаватель добивается от ребенка устойчивой реакции отказа от любой рациональной проверки церковной догматики, отказа от попыток сравнения сообщенных ему догматических положений с иными мнениями.
В результате церковного обучения, ребенок должен безусловно принимать за истину любые сообщения, исходящие от церкви, и также безусловно считать ложью любую информацию, противоречащую этим сообщениям.

3. Формирование мировоззрения ребенка
Мировоззрение ребенка формируется как идеальными, культурными представлениями, так и представлениями о материальной действительности. Понимание грани между культурной идеализацией (присутствующей в религии и искусстве) и жизненной реальностью (с которой человек имеет дело на практике) - это ядро рационального, адекватного мировоззрения.
Если культурные представления начинают вытеснять представления о действительности, то человек лишается способности адекватно действовать в реальном мире: окружающая действительность замещается в его сознании идеальной картиной культурного мифа.
Если юноша предлагает девушке руку и сердце – это нормальное действие в рамках культурного мифа и свойственных ему аллегорий. Но если он попытается выполнить то же самое в действительности, путем анатомической операции, это будет уже явной патологией.

4. Религия в семье
В каждой семье имеются свои мировоззренческие принципы. Они могут быть основаны на какой-либо религиозной или атеистической системе, могут быть смешанными (если родители придерживаются разного отношения к религии), а могут быть безразличными – если в семье не принято придавать значение религиозным проблемам.
При наличии религиозной компоненты в школьном образовании, неизбежно возникает противоречие между отношением к религии в семье и в школе.
Противоречие возникает даже в случае, если мировоззрение семьи имеет то же название, что и религия, которая преподается в школе. Если даже семья считает своей религией христианство, это совсем не то христианство, которое будет преподаваться ребенку в школьном курсе «закона божьего», «христианской культуры», «уроков библии» или «основ православной культуры».
Христианство внутри семьи совершенно иное, чем в системе церковной катехизации (исключение составляют немногие семьи ортодоксов, где вероучение ставится на первое место, а ребенок посещает специальную воскресную школу и подвергается всей совокупности ритуалов и процедур, предписанных церковью).
В обычной христианской семье имеется представление о Боге - Творце, как о высшем существе и о Христе, как провозвестнике норм общечеловеческой морали (быть честными, любить ближних и т.п.). Исполняются отдельные культурные ритуалы, некоторые из которых связаны с посещением храма (как места, специально предназначенного для этих ритуалов и связанного с определенными поверьями). Представление о действительном устройстве мира формируется по научно-популярным источникам, а религиозные представления существуют в другой, социально-культурной плоскости. Библейская история воспринимается, как поучительный миф, состоящий из аллегорий и притч, но не как реальное положение дел.

5. Религия в школе
Школа – это место, где учат, где дают знания и навыки. Такова социальная роль школы, и таково представление о школе и у родителей, и у детей, и у преподавателей. В школьной программе не может быть ничего «просто так». Даже поход в парк, в музей или в театр служат цели обучения – ребенка учат воспринимать эстетику природы и эстетику искусства, видеть их общее и их различие, понимать связь одного с другим.
Если он не научится этому, то будет обделен в жизни чем-то очень важным.
Ознакомление с религией в школе, соответственно, должно учить ребенка восприятию разных религий в контексте многогранной мировой культуры, искусства, связи человека с природой и со своей очень непростой историей. Создание такого курса религиоведения представляет собой сложнейшую задачу закладки фундамента для взаимопонимания людей с совершенно разными взглядами на жизнь. Человек с таким багажом знаний о религиях всегда сможет взглянуть на свою жизнь, на свои поступки и мотивы с разных сторон, в том числе – и с позиции любого другого человека, с которым сведет его судьба.
К сожалению, эта задача пока не решена. Школа не знает, как этому учить.

6. Церковь в школе
Не может рассказать об архитектуре огромного здания тот человек, который всю жизнь сидит в одной из его комнат, не выходя на улицу. Он просто никогда не увидит здание в целом. Не может церковь ознакомить с религией как с явлением – она не видит этого явления. Будучи институтом какой-то одной религии, церковь не способна взглянуть на многоплановый феномен религий извне, со стороны общества. Она может только обучить своей религии, обучить своему узкому и ограниченному взгляду из одной комнаты огромного причудливого здания.
Эта аналогия между церковью и комнатой в здании может быть очень полезна родителям при оценке возможных последствий появления в школе представителей церкви или же курса религиоведения (религиозной культуры), построенного по церковным принципам.
Для церкви по-настоящему реален строй церковной жизни, определяемый вероучением и традицией (преданием). Природа, общество, наука, искусство – не более, чем вид из окна. Плоская кричащая картинка, которую иногда вообще лучше закрыть шторами.
Церковный курс религиоведения не знакомит с религией как с важной частью культурной жизни и философского осмысления реальности. Церковный курс обучает пониманию одной своей религии как единственной реальности, на краю которой лежит неправильный «светский» мир, неуклюже намалеванный безбожным художником - эскапистом.
Такое обучение годится для ребенка, который всю свою взрослую жизнь проведет в монастыре или церковной общине. В любом другом случае, такое обучение будет для него не только негодным, но и опасным.

7. Опасность церковного обучения

7.1. Влияние на психику ребенка. Церковное понимание религии вызывает смещение границы восприятия реального и идеального. Идеалы вероучения предстают, как единственно должная, абсолютная реальность, а окружающая социальная и физическая действительность воспринимаются во многом, как греховное наваждение. Психика ребенка развивается параллельно в двух мирах – «церковном» (правильном и настоящем) и «материальном» (неправильном, фантастическом).

7.2. Влияние на интеллектуальное развитие ребенка. Будучи в значительной мере отучен от осознанного общения с социальной и физической действительностью, ребенок не приобретает навыков исследования действительности и не развивает свои познавательные способности. Значительная часть его волевых ресурсов уходит на субъективную изоляцию от действительности, на подавление естественного стремления познавать мир.

7.3. Влияние на здоровье ребенка. Церковная антропология, догматическое учение о падшей (и нуждающейся в спасении) человеческой природе находится в противоречии с действительным строением тела, разума и эмоций человека. Попытка соответствовать церковному учению приводит к постоянной тревожности, нервному напряжению, психической декомпенсации. Такое состояние нервной системы в любой момент может привести к органическим расстройствам. Наиболее опасным это становится в период полового созревания и приобретения первого сексуального опыта (особенно в случае, если подросток не получил элементарных теоретических знаний о человеческой сексуальности). Огромное расхождение между принципами церковной антропологии и собственным чувственным опытом могут вызвать психологический шок и тяжелые комплексные (психофизические) расстройства, порой даже неизлечимые.

7.4. Влияние на социальную адаптацию. Современная свободная культура досуга и развлечений несовместима с правилами, предписанными церковным учением. Если человек с детства обучен соблюдению этих правил, он не только не может участвовать в обычных формах досуга, но даже не в состоянии общаться со сверстниками на любые обычные для них темы – от бытовых до интеллектуальных. Обилие «неправильных» составляющих в телепередачах, кинофильмах, новостных программах и интернет сайтах, приводят к тому, что человек выключает себя из общекультурной среды и из социума. Постоянный конфликт между естественной тягой к коммуникации и укорененными в психике церковными запретами вызывают состояния тревожности, которые могут далее развиться либо в тяжелое заболевание, либо в привычку к асоциальному поведению.


7.5. Профессиональные ограничения. Во многих современных профессиях человек имеет дело с теми проявлениями физической и социальной реальности, которые с позиций церковного учения признаны либо несуществующими, либо недопустимыми. Таковы сфера современного искусства, большинство видов социальной работы в коллективах, научная деятельность в естествознании, значительная часть отраслей медицины. Во многих случаях даже инженерная деятельность и деятельность программистов является несовместимой с правилами, предписанными церковным учением о морали. Человек, получивший в школе церковное образование, либо вообще не сможет работать в этих областях, либо будет подвергаться риску потери работы из-за несовместимости своих церковных принципов с требованиями профессиональной деятельности.

8. Социальные риски вследствие церковного образования

8.1. Риск межрелигиозных и межэтнических конфликтов. Церковное обучение неизбежно приводит к представлениям о порочности всех иных религий, а в случае, если церковь является этноконфессиональной (как, например, русская православная церковь), – то и к представлениям о порочности этнических групп, которые тяготеют к иным конфессиям (например, кавказцы, евреи, негры, китайцы, американцы и западные европейцы). На фоне психологической декомпенсации эти представления неизбежно снижает порог конфликтности и, как правило, исключает возможность нормальных отношений с представителями других культур, религий, рас и этносов.

8.2. Риск сексуальных расстройств и патологических извращений. Сочетание церковных представлений о греховности «плотских» (физических сексуальных контактов) и отсутствия объективных знаний о человеческой сексуальности легко может разрушить психику человека (особенно – в подростковом возрасте). Отсутствие нормальных сексуальных реакций приводит к неосознанному поиску суррогатов сексуального удовлетворения. В этом качестве могут оказаться как сравнительно безопасные формы, например, увлечение порнографией, так и опасные – склонность к причинению боли себе или половому партнеру, к сексуальному насилию и жестоким способам использования беспомощности партнера. Такая склонность легко перерастает в сексуально-религиозные психозы, когда больной представляет себя или своего партнера в роли жертвы в мифологическом сюжете, стойко отпечатавшемся в его психике в результате обучения религии в школе.

8.3. Риск психологической несовместимости. Несоответствие между церковными правилами и основами современной свободной культуры неизбежно приводит к конфликтам в семье и на работе. Непонимание окружающими причин аномального, агрессивного поведения человека с церковным воспитанием вызывает эффект полной психологической несовместимости. Человека начинают считать умственно, психически или сексуально неполноценным, что приводит к его социальной изоляции в обычном коллективе. В интимных отношениях, как правило, происходят ссоры, вспышки насилия на почве ревности (усиленной индуцированным чувством сексуальной неполноценности и церковными представлениями о границах дозволенного в эротическом поведении), что в итоге приводит к разрушению семей. Нередки также случаи распада семей из-за склонности людей, получивших церковное обучение, к жестокому обращению с детьми в попытках привести их поведение и стремления к одобряемым церковью стандартам.

8.4. Риск депрессивных или истерических расстройств. Комплексная социальная неустроенность человека, получившего церковное обучение, неизбежно вызывает чрезмерную нагрузку на его психику. Как правило, такой человек либо замыкается в себе, либо наоборот, проявляет склонность к неконтролируемым выбросам негативных эмоций в присутствии большого количества людей. Первая тенденция может приводить к клиническим депрессивным состояниям, вторая – к клинической истерии.

8.5. Риски вовлечения в асоциальные и криминальные группы. Не имея возможности адаптироваться в нормальном современном обществе, человек, имеющий церковное обучение, легко попадает в группы, объединяющие людей с аналогичными проблемами. Иногда эти группы являются замкнутыми общинами с архаичными внутренними правилами, а в других случаях – экстремистскими братствами с идеологией религиозного фундаментализма. Нередко создание таких групп инициируется организованной преступностью, радикальными политиками или террористическими организациями.

8.6. Риск алкоголизма и наркомании. Употребление алкоголя или наркотиков нередко выступают в качестве средства субъективной компенсации неразрешимых проблем в отношениях с обществом. Кроме того, для человека, получившего церковное образование, это наиболее простой способ избавиться от постоянного нервного напряжения и от болезненного ощущения декомпенсации в психосоциальной и сексуальной сфере. Облегчение, наступающее после приема алкоголя или наркотика, запоминается, и употребление этих веществ из разового действия превращается в регулярное, приобретающее характер рефлекторной реакции на любую новую проблему. Далее происходит комбинированное (психологическое и физиологическое) привыкание к выбранному препарату. В результате человек утрачивает какой-либо интерес к реальной жизни и полностью концентрирует свое внимание на поиске очередной порции алкоголя либо дозы наркотика, т.е. становится клиническим алкоголиком или наркоманом.

9. Практика защиты прав ребенка в сфере религии и атеизма
Выше были рассмотрены негативные последствия, к которым приводит церковно-ориентированное преподавание религии в школе. Все эти последствия известны специалистам уже достаточно давно. Именно поэтому в большинстве цивилизованных стран хотя и допускается факультативное обучение религии, но при этом строго соблюдается принцип отделения государственных и муниципальных школ от церкви.
В ряде стран Восточной Европы церковное обучение в школе допускается по политическим или идеологическим соображениям. В России обучение такого рода формально запрещено Конституцией – ст.14, ст.19 (п.2), ст. 28 и ст.29 (п.2 и 3) - и двумя законами: «Об образовании» - ст.1 (п.5) и ст.14 (п.4) - и «О свободе совести и религиозных объединениях» - ст.3 (п.5 и 6) и ст.4 (п.2). Тем не менее, из-за государственного протекционизма в отношении Московской патриархии Русской православной церкви Конституция и законы часто игнорируются.
С академической точки зрения, в случае введения уроков обучения религии в школе родители могут обратиться в суд с требованием запрета таких уроков. Все правовые основания для этого имеются. При этом, однако, достаточно велика вероятность, что иск принят не будет. Более действенным способом будет пакет исков от нескольких родителей, но и в этом случае объективное рассмотрение дела не гарантировано. В настоящее время обучение религии (т.н. «основам православной культуры») формально является факультативным. Самая простая рекомендация для родителей – это просто не допускать присутствия своего ребенка на этих уроках. Факультативный характер предмета означает, что успеваемость по нему не отражается в аттестате, и посещение уроков по данному предмету возможно только по желанию родителей и ребенка. Родителям следует твердо придерживаться позиции отказа от посещения их ребенком уроков обучения религии. При этом проще всего сослаться на принадлежность к другой конфессии, учение которой несовместимо с преподаваемой в школе религией. Если на родителей или ребенка в связи с этим со стороны администрации школы будет оказываться давление, будет уместно напомнить директору школы об ответственности по статье 282 Уголовного кодекса РФ, п.2 (б). Эта статья предусматривает лишение свободы на срок от 3 до 5 лет за возбуждение религиозной вражды и пропаганду религиозной исключительности. Несмотря на низкую вероятность такой жесткой реакции правосудия, директор, скорее всего, не захочет рисковать своей свободой ради «галочки» о вовлечении вашего ребенка в религиозную практику.
В действительности у администрации школы не так уж сильно желание подвергнуть вашего ребенка принудительному воцерковлению. Для школы это просто одно из неформально предписанных мероприятий, не требующих неукоснительного исполнения.
Как правило, достаточно родителям твердо высказать директору школы свою волю: «мы запрещаем участие нашего ребенка в любых уроках религии и других мероприятиях, связанных с религией» - и ребенок будет освобожден от всех этих мероприятий.

10. Несколько слов о гражданской позиции
Надо иметь в виду, что церковь – это не только религиозный институт. Это еще и социально-политический институт. В религиозном смысле, цель церкви – распространять свое учение. В социально-политическом смысле, цель церкви – получение максимального влияния в обществе, а распространение своего вероучения – лишь средство, с помощью которого эта цель достигается. Чем больше доля людей, подчинившихся церковному учению (т.е. либо присоединившихся к церкви, либо согласившихся с ее влиянием) – тем больше политический вес администрации церкви, тем богаче ее лидеры, тем сильнее ее влияние на управление страной. В этом смысле церковь не отличается от любой другой радикальной политической корпорации.
Претензиям радикальных политических корпораций на власть противостоит в современном мире другой социально-политический институт – общественное мнение.
Если общественное мнение сильно – радикальные корпорации оказываются отброшены на обочину политической жизни.
Если общественное мнение слабо или отсутствует вовсе - рано или поздно одна из радикальных корпораций монополизирует область идеологии в стране, и возникает та или иная тоталитарная система, неизбежно ведущая страну к национальной катастрофе.
Можно сказать, что общественное мнение – это страж, охраняющий спокойствие и благоденствие народа. Но этот страж – не что-то постороннее, не купленный цепной пес и не наемный охранник. Этот страж – мы с вами, люди, живущие в этой стране. Мы и есть те, кто образует общественное мнение. Если мы не боимся открыто высказывать свои убеждения и действовать в соответствии с ними всегда (в быту, на улице, на работе, на выборах) – значит общество защищено. Если же мы боимся, молчим и бездействуем - то наши дети оказываются беззащитными, и никто в этом не виноват, кроме нас самих.

Михаил Андреев

наверх