Программа Гуманистического общества Швеции

Введение

Программа Гуманистического общества Швеции (далее ГОШ или Общество) состоит из пунктов, над которыми Общество работает и за которые отвечает, чтобы все, кто интересуется деятельностью Общества, могли получить информацию и новые идеи. На годовом собрании Председателю Общества предлагается четко сформулированный мандат вместе с программой Общества. Разумеется, программа не является обязательной и предоставляет каждому отдельному члену Общества иметь свои взгляды на различные вопросы. Программа является документом для постоянного обсуждения вопросов гуманизма, периодически обновляемых как по пунктам и в целом.

Что такое гуманизм?

Понятия «гуманизм» и «гуманист» имеют несколько различных значений. Определение этих терминов менялось на протяжении времени. В современном мире «гуманизм» в основном имеет следующее значение:

    - определение мировоззрения,
    - термин исторической эпохи, ренессанс-гуманизм XIV-XVI веков,
    - стремление отдельного индивида к образованию, его желание стать гармонично развитой личностью.

Название «гуманист» распространяется также на тех, кто изучает в университете или институте такие предметы, как, например, литература, искусство, теоретическая и практическая философия*.

В англо-саксонских языках термин «гуманизм» все чаще используется в качестве обозначения нерелигиозного мировоззрения. Это то определение, на котором основано движение гуманистов и из которого исходит Гуманистическое общество.

1. Исторические предпосылки

Основные гуманистические идеи начали зарождаться несколько тысяч лет назад. В Азии существует очень древняя традиция гуманистической философии. Из западноевропейских корней можно назвать эпикуреизм и стоицизм.

Современное гуманистическое движение имеет идейно-исторические корни в Ренессансе и идеях эпохи Возрождения. В эпоху Ренессанса подчеркивалось значение человечности, в эпоху Возрождения обращалось внимание на выдержку и разум.

Решающее значение в нецерковном мировоззрении сыграли открытия естественных наук. Благодаря таким именам, как Коперник, Галилей, Дарвин, взгляды на место человека во Вселенной и его происхождение очень изменились.

Одновременно с достижениями ученых в конце XIX века подобные идей зародились в Скандинавии и получили название «Современный проект». Роль религии как идеологической основы общества была оспорена, и появилось стремление к освобождению человека благодаря открытиям в области науки, техники и рационализма. Писатели, философы и политики приветствовали свободу слова и мышления, свободу вероисповедания, демократию и равенство, права женщин и сексуальное воспитание.

2. Деятельность ГОШ

ГОШ осуществляет следующие виды деятельности:

    - информирует о гуманизме посредством культурно-общественных дебатов и организационной деятельности, а также с помощью публикаций, докладов и курсов,
    - способствует общим взглядам на культуру и науку, описывающим различные жизненные ситуации человека, дает импульс для гуманистической жизни,
    - поддерживает демократичные, нерелигиозные взгляды на жизнь и этику, построенную на гуманистических ценностях с целью создания гуманистических основ в обществе,
    - рассматривает и обсуждает общественные системы и идеологии с критическим обсуждением религиозных учений и тоталитарных идеологий, негуманных традиций и мнений, а также их последствий для человека и общества,
    - разрабатывает гуманистические обряды,
    - проводит гуманистические конфирмации для молодежи,
    - поддерживает появление советов на гуманистической основе в вопросах мировоззрения.

ГОШ не имеет политической направленности. Мы хотим влиять на развитие общества через высказывания и решения различных вопросов, входящих в область интересов Общества. Но мы помогаем членам общества, занимающимся политикой, претворять идеи ГОШ через свои партии.

3. Жизнь в соответствии с идеями гуманизма

3.1. Так это выглядит сейчас

Ненаучные тенденции, фундаментализм, ограниченность и нетерпимость являются пережитками религиозного, политического или общественно-бытового характера.

С другой стороны, мы видим растущий интерес к вопросам существования человека. Снижение роли церкви привело здесь к образованию пустоты, которая должна быть заполнена.

3.2. Этого мы хотим достичь

Достижение высоких этических ценностей является основной целью ГОШ. Развитие научных знаний и разум дают человеку возможность делать более осмысленный выбор, склоняют к пониманию гуманистических ценностей.

Жизнь в обществе с гуманистическими идеалами характеризуется этикой, построенной на следующих пунктах:

    - ответственность каждого человека за смысл своей жизни,
    - осознание положительной силы дружбы, любви и эротики,
    - сопереживание и понимание интересов и нужд других людей,
    - важность диалога в решении этических конфликтов,
    - ответственность личности перед человечеством и последующим поколением,
    - открытость взглядов, критическое мышление и постоянная готовность к обсуждению,
    - равенство между полами и представителями сексуальных меньшинств,
    - равенство между различными группами общества, основанное на обоюдном уважении,
    - осознание важности различных форм культурной информации, литературы, музыки и искусства.

Мы считаем, что настало время зрелости человечества, время оставить в прошлом представления, основанные на мифах и магии, приняв науку и опыт для объяснения явлений окружающего мира. Человечество не должно искать решение своих проблем в представлении о сверхъестественных явлениях, мистике или Боге. Вместо этого сами люди должны вместе отвечать за будущее человечества.

3.3. Так мы можем достичь нашей цели

Мы будем обращать внимание людей на то, что означает для них гуманизм и к чему он их призывает. Мы передаем им оптимистический взгляд на жизнь и верим в возможность создания хорошей жизни.

Мы

должны посредством публикаций, встреч и собраний, а также гуманистических обрядов распространять и развивать все аспекты наших гуманистических идей.

Мы должны видеть свою роль в том, чтобы через ГОШ поддерживать друг друга и обсуждать важные вопросы жизни человека в контакте с другими людьми и обществом.

4. Общество, существующее по принципам гуманизма

4.1. Так это выглядит сегодня

Хотя даже самые отдаленные друг от друга части света имеют ныне возможность легко связываться между собой при помощи современных средств коммуникаций, происходит разделение людей из-за этнических, религиозных и политических различий. Фундаменталистские религиозные движения мешают становлению принципов гуманизма и нерелигиозных идей. Идейное направление, получившее название «постмодернизм», оспаривает основные гуманистические ценности и идеалы и отрицает значение научной методики. Все большее значения придается вопросам этики в деятельности общественных органов и бизнеса. Они обсуждаются, но реальные решения проблем пока не предложены.

Во многих странах население живет в нищете, и это имеет свои последствия. Многие не имеют права голоса как демократической возможности участвовать в определении своей судьбы. Гражданских прав часто лишены женщины. Большие достижения в различных областях науки, которые могли бы изменить ситуацию в мире, не используются в полной мере. Катастрофическим примером служит распространение вируса ВИЧ, еще больше смертей приносят туберкулез и малярия. Возможностей и способов борьбы с негативными явлениями немало, но мешает то, что демократия на разных уровнях – местном, региональном, целой страны или глобальном - развита не одинаково.

На сегодняшний день есть средства для улучшения благосостояния человека и повышения уровня жизни на нашей планете. Это демократия, образование, наука и технологии. Благодаря повышению гигиенических и прочих стандартов, увеличилась средняя продолжительности жизни, достижения медицины позволили полностью искоренить многие заболевания.

4.2. Как мы можем достичь наших целей в сотрудничестве с другими организациями?

В постоянно ведущейся работе по обеспечению жизнедеятельности общества участвуют политические партии и общественные организации

Одной из таких организованных сил являемся мы, гуманисты, старающиеся, чтобы наш голос был услышанным. Мы считаем, что при проведении различных акций и обсуждении различных вопросов необходимо сотрудничество с другими организациями. Идеи гуманизма не устанавливались раз и навсегда, они постоянно обновляются и развиваются в зависимости от окружающей культурной и общественной среды, в которой мы находимся. Они могут быть лучше услышаны обществом, если передаются через гуманистическую организацию.

Гуманисты

    - выражают свое мнение, принимают участие с общественных дебатах в прессе, на радио и телевидении, объединяют и поддерживают людей, разделяющих гуманистические идеи и способствующих их распространению,
    - распространяют идеи гуманизма путем публикаций в собственных и прочих СМИ, создания новых СМИ (например, своего Интернет-сайта с возможностью дебатов на нем), а также через проведение конференций, семинаров, докладов, Дней гуманистов, вручение премии Ингемара Хедениуса и внедрение гуманистических обрядов.
    - стремятся к тому, чтобы в рамках международных организаций, таких, как Международный Гуманистический и Этический Союз (IHEU), Международная Гуманистическая Этическая Молодежная Организация (IHEYO) и Европейская Гуманистическая Федерация (EHF), поддерживать гуманистические организации, занимающиеся особо сложными вопросами,
    - сотрудничают в вопросах гуманистического мировоззрения с гуманистическими организациями других стран, в особенности Северной Европы, а также внутри Швеции,
    - принимают участие в работе шведского представительства в ООН по вопросам прав человека,
    - влияют на решения Европейского Союза и его организаций в части укрепления гуманистического мировоззрения, уважения личности и прав человека,
    - помогают развитию и формулировке гуманистических идей в соответствии с требованиями времени для того, чтобы эти идеи были доступны как можно большей части населения,
    - стремятся усилить влияние ГОШ путем постоянной поддержки деятельности своих региональных отделений и представительств.

5. Должны быть установлены следующие принципы гуманизма:

    - Отмена смертной казни и прочих видов жестоких наказаний и пыток.
    - Свобода прерывания беременности, т.е. право женщины самой принимать решение об аборте или рождении ребенка.
    - Положительное отношение к физической близости по обоюдному желанию для людей старше 15 лет в отличие от осуждения религиозными обществами некоторых форм сексуальных отношений.
    - Запрет на обрезание для девочек**.
    - Запрет на обрезания для мальчиков, если оно не диктуется медицинскими требованиями.
    - Информирование как принцип в медицинском обслуживании. Каждый человек должен быть проинформирован о принципах, которым следуют врачи при трансплантации органов, технологиях генетики и принципах поддержания жизни.
    - Запрет торговли женщинами и детьми.
    - Человечное медицинское обслуживание на последних стадиях жизни и уважение к умершим.

6. Как мы можем этого достичь?

Гуманисты

    - настойчиво ставят эти вопросы на всеобщее обсуждение,
    - стремятся поддерживать контакты и сотрудничать с организациями, разделяющими мнение ГОШ по некоторым вопросам, например, с Организацией по амнистии, Организацией по защите прав детей, Организацией по защите прав сексуальных меньшинств,
    - работают над тем, чтобы Конвенция по защите прав детей понималась так, что права ребенка важнее прав родителей, в том числе, когда вопрос касается обрезания детей,
    - работают над вопросом эвтаназии в соответствие с нидерландской моделью как дополнения к ожидаемому решению парламента Швеции о медицинском обслуживании на конечном этапе жизни,
    - распространяют информацию о ГОШ,
    - поддерживают обсуждение вопросов о пересадке органов, генетике и средствах поддержания жизни больных.

________________________________________________

* В русском языке таких людей принято называть не «гуманистами», а «гуманитариями». (Прим. ред. сайта)

** Обрезания у девочек - религиозный обряд, приблизительно такой же, как и для мальчиков, применяемый в основном в странах Африки. Это не стерилизация, и девочки могут потом иметь детей. (Прим. переводчика)

Перевод со шведского Евгении Далберг

наверх