Центр технологий Туманной педагогики

Материалы из газеты "Петербургский ЧАС ПИК" от 02-09.03.05

Тема первая: «Животворящее дыхание Космоса как явление физической реальности». Докладчик: Акимов А.Е., академик РАЕН, директор ИТПФ РАЕН.

Тема вторая: «Эволюционное развитие мира. Экспериментальные исследования в энергоинформационной науке». Докладчик: Дульнев Г.Н., академик РАЕН.

Подождите, это еще не все. Вот любопытный фрагмент из выступления еще одного академика, д.п.н. Ш. Амонашвили: «…Существуют силы, которые строят нашу жизнь, не спрашивая у нас, готовят нам то, что будет удобнее им… Об этих силах много говорят и пишут книги, найдите и прочтите их. Там говорится о Комитете-300, теневом мировом правительстве, которое назначает даже президентов…»

Тема практических занятий - изучение свечения ауры по методу д.т.н. К. Короткова и последующее за ним написание сочинений о том, как мысли влияют на окружающую среду. Например, заставляют вянуть (или, наоборот, расцветать растения).

Вы думаете, это темы семинаров в каком-нибудь оккультном обществе или выездное заседание клуба любителей непознанного? Нет, это темы уроков и конференций в обычной петербургской средней школе № 38, получившей статус «Центр технологий гуманной педагогики». Вот уже несколько лет в этом государственном учебном заведении проходят весьма любопытные эксперименты. В качестве подопытных кроликов выступают, как вы догадываетесь, дети.

Чужие здесь не ходят

Не торопитесь обвинять нас в предвзятости: вышеназванные темы лекций и имена докладчиков подобраны нами отнюдь не тенденциозно, только для того, чтобы побольше шокировать читателей, пока еще не чувствовавших «дыхания Космоса» и с целой, простите, аурой. Ваш корреспондент, познакомившись с программами нескольких научно-практических конференций, прошедших в этой школе, тоже надеялся увидеть здесь и другие имена – имена оппонентов. Увы. Их здесь попросту нет.

Предвижу еще один вопрос: а что, собственно, плохого в этих именах и в этих экспериментах? Тема «энергоинформационных взаимодействий» сейчас очень популярна (правда, почему-то преимущественно в «желтой» прессе), да и рассказывают о ней не дяди с улицы, а ученые мужи, с научными степенями, академики и доктора наук.

Все верно. Только хочется внести некоторые уточнения, о которых, вероятно, 1200 учеников 38-й школы и их родители либо не знают, либо не хотят знать.

Сразу уточним: в характеристике деятельности и достижений этих людей будем опираться лишь на официально опубликованные мнения и научные исследования авторитетных представителей российской науки, а именно – Российской Академии Наук (РАН). В качестве иллюстраций используются фрагменты собственных трудов, докладов и экспериментов любимых гостей школы.

Эксперимент первый: Анатолий Акимов, «Дыхание животворящее»

«Группа Акимова на протяжении десятков лет убеждала различные «силовые» ведомства в том, что ею сделано фундаментальное открытие, которое решит все проблемы СССР, снабдив его новым чудо-оружием; идеальной системой связи во всех средах, не подверженной помехам и перехвату и действующей мгновенно и на любом расстоянии, а также неисчерпаемым источником энергии. Полный список «открытий» г-на Акимова составил 4 десятка пунктов, охватывая медицину, сельское хозяйство, жилищное строительство, транспорт, экологию и т.д. Под программу выделялось гигантское финансирование – по 20-40 млн рублей в год на каждого участника». (Из письма академиков РАН Е.Александрова и В.Гинзбурга в «Российскую газету»).

Г-н Акимов называет себя директором Международного института теоретической и прикладной физики Российской Академии естественных наук (ИТПФ РАЕН). Чтобы нас не обвинили в предвзятости, опять же положимся на мнение признанных ученых. Цитируем отрывок из книги другого академика, возглавляющего Комиссию президиума РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, Эдуарда Круглякова: «…Громкое название института никого не должно вводить в заблуждение. Во времена крушения СССР небольшая группа людей зарегистрировала в РАЕН под этим названием малое предприятие. Сегодня физическая секция РАЕН потребовала, чтобы А. Акимов ни при каких обстоятельствах не смел ссылаться на принадлежность к РАЕН. Речь идет даже об отзыве лицензии, выданной этой Академией Институту.

…В 80-х годах он (Акимов – М.Б.) промышлял торсионными полями, «решая» грандиозные задачи воздействия на войска и население противника торсионными излучениями и защищая собственные войска и население от этих воздействий. «Серьезные структуры» вложили в программу 500 млн. полновесных рублей. Результат строго равен нулю. Деятельность Акимова стала возможна лишь потому, что все «исследования» проводились под покровом глубокой секретности. В 1991 г., когда завеса тайны слегка приоткрылась, Отделение общей физики и астрономии АН СССР обратилось в Верховный Совет СССР. Вышло Постановление «О порочной практике финансирования псевдонаучных исследований из государственных источников». Безбедно существовавший в течение пяти лет «Центр нетрадиционных технологий» прекратил свое существование. Но тут же возник Центр венчурных нетрадиционных технологий во главе все с тем же А. Акимовым.

…Согласно справке, полученной в Высшей аттестационной комиссии РФ, ни Акимов, ни Шипов (коллега Акимова – М.Б.) диссертаций не защищали. Ни у того, ни у другого нет ни одной публикации ни в одном сколько-нибудь серьезном рецензируемом физическом журнале (Э.Кругляков, «Ученые» с большой дороги» (М., «Наука». 2001)».

Экcперимент второй: Геннадий Дульнев, «Как достичь гармонии?»

Следующим и очень желанным гостем в школе № 38 является г-н Дульнев, академик той же РАЕН и действующий профессор СПб университета механики и оптики (бывший ЛИТМО). Он, напомню, читал детям лекции об экспериментальных исследованиях в энергоинформационной науке. Здесь нам достаточно привести несколько фрагментов из собственно же трудов этого автора, в частности «В поисках Тонкого мира». Думаю, комментарии излишни даже для людей, далеких от точных наук.

"...Существует мнение, что во Вселенной наряду с явным материальным миром существует неявный Тонкий мир (ТМ) - мир сознания и информационных полей…В 70-х годах ХХ века появились предположения, что проявлениями ТМ могут быть энергия и информация. Возникли термины «энергоинформатика» и, взамен парапсихологии, - «биоэнергоинформатика». Энергоинформационная наука до недавнего времени относилась к метафизическим, рассматривающим Дух как основу бытия. Признание наукой ТМ поможет устранить конфронтацию между наукой и религией...
…Результаты опытов не всегда повторяются. Аномальные явления, по-видимому, связаны с психическим состоянием человека, а оно крайне неустойчиво. Воспроизведение начальных условий опыта практически невозможно…
…В опытах Сперанского (Новосибирск) экстрасенсы «внушали» одним мышам, что они – с пониженным аппетитом, а другим – что они будут есть много. Стимулированные мыши заметно прибавляли в весе. Такое же воздействие было осуществлено и по фотографиям мышей. Фото пересылались из Москвы в Новосибирск. Вопрос о том, у каких мышей увеличивать аппетит, решал жребий, о котором Сперанский узнавал по телефону на следующий день после того, как данные опыта были уже запротоколированы, т.е. он не знал заранее, каким мышам московский экстрасенс увеличивает аппетит…»

Последняя лекция г-на Дульнева перед учениками 38-й школы состоялась в конце января 2005 года. Вместо уроков школьники выслушали очередную гипотезу ученого о том, как надо строить гармоничное человеческое общество. Выяснилось – очень просто. Чтобы достичь гармонии, необходимо, чтобы все как в общественной, так и в частной жизни человека соответствовало так называемому отношению «золотого сечения», выражающемуся числом 1,618. И все. Гармония будет.

Эксперимент третий: Шалва Амонашвили, «Школа жизни»

Третье главное действующее лицо в этой школе – Шалва Амонашвили, уже не физик и даже не «околофизик», а психолог и педагог. Его взгляды, впрочем, не менее новаторские и не менее оригинальны, чем у вышеназванных героев.

С 1995 года (цитирую информацию с официального сайта школы) «… педагогический коллектив школы строит свою работу на основе концептуально-философской теории гуманно-личностной педагогики д.п.н., профессора, академика РАО Ш. Амонашвили». С тех пор и по сей день школа является экспериментальной площадкой для реализации идей и задач, прозвучавших в трактате Шалвы Амонашвили «Школа Жизни». Школьный проект (а вернее, вполне развитая и давно действующая система) так и называется «Школа жизни», Шалва Александрович же является и научным руководителем программы опытно-экспериментальной работы в школе.

Репутация у Шалвы Амонашвили в педагогическом мире неоднозначная: от востороженных отзывов как о новаторе, борце с косностью в педагогике и смелом экспериментаторе – до явного неприятия и его философии, и его методов преподавания. О педагогической ценности самой сути его системы, им же названной «гуманно-личностной педагогикой» говорить не беремся – надеемся, что за нас это сделают специалисты. Мы лишь приведем некоторые основополагающие принципы его философии, активно преподносимые и вносимые в детские умы:

«…При советской власти целью образования было воспитание нового человека, но что это такое, было не очень ясно и конкретно… И мы в школе оказались без цели. Остался только формально организованный образовательный процесс. Но нельзя вести образование, не зная, что образовывается и ради чего образовывается, к чему надо стремиться. Мы не можем теперь воспитывать верных жириновцев или привязать уроки к целям какой-то другой партии. Что же остается? Только вооружать детей прочными знаниями, умениями и навыками? И общество больше ничего от нас не требует? Но мы, учителя – носители света, не имеем права жить без высокой цели, мы сами должны взять на себя высшую задачу…
…Есть, например, Международный валютный фонд, который финансирует государства якобы с добрыми намерениями. А потом завладевает ими. Ясно, что это орган Комитета-300, многие государства уже порабощены им…
…Это была специально созданная группа (речь идет о группе «Биттлз» - М.Б.) якобы культурологического характера. Мощное объединение магнатов подготовило, обучило этих исполнителей. Написанные для них песни и музыка с ударными инструментами – все возникло преднамеренно. Раньше этого не знали, а сейчас становится ясно: с помощью Биттлз была организована бомбардировка духовности молодых людей путем мощнейшей пропаганды наркотиков. В их песнях было заложено что-то, что обосновывается научно, чтобы молодежь с легкостью принимала наркотики. В результате после них наркомания расширилась до огромных масштабов.
…Сейчас одной лишь нравственности для становления личности уже мало. Опорой должны стать Духовность и Дух. И Вера, искренняя вера. В Бога, в человечность, во что-то святое, чего нельзя трогать. Верю в это, и все! И моя жизнь пройдет так, что эта вера никогда не будет вымещена из моих ценностей.
…Образованность не зависит от объема знаний. Есть люди, которые не читали книг, не учились в вузах, но являются весьма образованными. Ибо сказано: «Бог вкладывает в нас свой образ». В ком он раскрывается, о том мы и можем сказать: «Он – образованный человек». Но если не раскрывается, то человек тут же заселяется внутри другими образами, которые мы назовем сатанинскими. Есть Бог, и есть Сатана. Надо раскрывать эти образы в ребенке. И в себе тоже».

Эксперимент четвертый: Константин Коротков, «Мысли латаем, ауру починяем»

«Передовая наука XX века, особенно его последних 10-20 лет, сделала удивительное открытие, что мыслительная деятельность человека непосредственно влияет на все, что его окружает: других людей, животных, растительность. На эту тему мы проведем через неделю научно-практическую ученическую конференцию. Нам будет помогать д.т.н. Константин Георгиевич Коротков. Он изобрел и покажет в действии прибор, по которому видно состояние биополя человека, его ауры. Цвет ауры позволяет видеть невидимое – мысль человека. Вернее, по цвету можно определить, что в ней преобладает – светло-желтое или темное. Это и есть реально существующая, но невидимая глазу мысль человека».

Это - объявление, прозвучавшее по школьному радио и приглашающее учеников принять участие в очередной научно-практической конференции с участием г-на Короткова. Г-н Коротков действительно вполне серьезно «мерял ауру» детям с помощью своего прибора. Подробности этого «открытия» мы воспроизводить не будем, об этом наша газета подробно писала еще в 2002 году (см.»ПЧП» № 40, 2002, «Оптический обман»). В данном случае нам более интересен результат.

Результаты экспериментов: голова моя машет ушами…

Поучаствовав во всех этих экспериментах, школьники, естественно, приходят к выводам: 8 класс: «Мысли – это волны, которые посылаются из нашего подсознания в окружающий мир..» 5 класс: «Мысли – это очень сильное оружие, хорошо, что им никто не пользуется…» 9-10 классы: «Все мысли, плохие и хорошие, идут в Космос и возвращаются к тебе…» (здесь и далее - отрывки из сочинений учеников школы № 38 после участия в вышеназванных научно-практических конференциях).

Ученики 6 класса считают, что «…человеческие мысли влияют на окружающую среду, людей, животных. Так, в комнате человека с плохими мыслями вянут цветы, его не любят животные, с ним трудно дружить, а у человека с добрыми мыслями и света в окошке больше, к его окну слетаются птицы, за ним бредет брошенная недобрым человеком кошка или собака». «Очень чувствительно реагирует на все импульсы, посылаемые человеком, природа. В последнее время все чаще и чаще стали случаться природные катаклизмы: наводнения, землетрясения и извержения вулканов. Слишком агрессивны стали люди, и природа отвечает на эту агрессию таким образом».

Размышления учителей приближаются по своему внутреннему содержанию к размышлениям учеников. Учитель истории О. Срабова пишет: «Мысль человеческая само по себе удивительное явление именно потому, что она имеет огромную энергетическую силу. Отсюда и вывод: хорошие мысли – созидательная энергия. Плохие – разрушительная». Учитель английского языка С. Пруглова считает: что, «может быть, наши мысли являются неким строительным материалом для других энергетических миров».

Но

это так, простите за тавтологию, мысли. Апофеоз – это гордость школы, истинный результат всех «научных» экспериментов, всячески активно цитируемый директором школы Светланой Руденко: один из ее учеников умудрился через микроскоп разглядеть, насколько по-разному воспринимает содержащаяся в капле воды микровзвесь… грубую брань и ласковые слова.

Пожалуй, эксперимент в школе № 38 удался.

Петербургские школы становятся приютом для лженауки

10 лет назад в России было создано Российское Гуманистическое Общество (РГО) – общественная организация, ставящая своей целью теоретические исследования, культурно- просветительскую и социальную практики, направленные на распространение и реализацию в общественной жизни идей и принципов светского (секулярного, нерелигиозного) гуманизма. Эта организация объединила людей, разделяющих установки и принципы скептицизма, рационализма, различных форм нетоталитарного свободомыслия и индифферентизма в отношении религии, а также разработку учебных и воспитательных программ, способствующих выработке стиля мышления и психологии, основанных на здравом смысле, научности, объективности, позитивности и гуманности, организацию научного изучения и независимой экспертизы заявлений о паранормальных, таинственных и мистических явлениях с целью выяснения их реальной достоверности и смысла. С РГО поддерживают тесные контакты ведущие ученые страны: академики РАН Виталий Гинзбург, Эдуард Кругляков, Евгений Александров, Сергей Капица и другие.

«ПЧП» давно и плодотворно сотрудничает с активистом Санкт-Петербургского отделения РГО, к.т.н. Геннадием Шевелевым. Нашими совместными усилиями удалось добиться того, что в мае 2004 года 62 члена так называемой межрегиональной общественной организации "Профессиональная медицинская ассоциация народной медицины" (ПМАНМ) были лишены дипломов целителя, выданных им Комитетом по здравоохранению СПб. С участием представителей РГО была разоблачена деятельность небезызвестного Константина Короткова (его «изобретениям» была посвящена телевизионная передача «Из достоверных источников», подготовленная журналистами «ПЧП», а также статья в нашей газете).

Информацией о том, что происходит в школе № 38 Приморского р-на, с нами также поделился Геннадий Григорьевич. Естественно, нам было любопытно узнать, что он сам думает по этому поводу.

- Эта школа привлекла мое внимание еще весной 2004 года. Мне стало известно, что в ней в рамках научно-практической ученической конференции «Энергоинформационный обмен в природе» проведена встреча школьников с двумя лжеучеными, академиками РАЕН (эта самопальная «академия наук» таких «ученых» не чурается) москвичом А. Акимовым и петербуржцем Г. Дульневым. Псевдонаучная деятельность москвича в паре с еще одним «академиком» Г. Шиповым исчерпывающе освещена в книге Э.П. Круглякова «Ученые» с большой дороги». Вот и захотелось узнать, почему на встречу с учениками позвали именно таких людей и никаких других.

- Удалось узнать почему?

- В приемный день я встретился с директором Светланой Георгиевной. Войдя в кабинет, увидел на столе роскошное блюдо с садово-огородными плодами, которое при близком рассмотрении оказалось всего лишь керамической композицией. Директор сказала, что от этого предмета «исходит энергетика», которой она «заряжается». Я попросил объяснить, почему директор школы считает правильным знакомить своих учеников только с воззрениями акимовцев и не знакомить с аргументами их многочисленных оппонентов. Она ответила, что не хочет «превращать школу в арену баталий между учеными». Ведь ее школа называется экспериментальной и занимается внедрением "гуманной педагогики", а именно - воспитанием высокой нравственности, приверженности к здоровому образу жизни и неприятию вредных привычек. Я сказал, что все это замечательно, но при чем тут эти господа. И услышал в ответ, что они, мол, большие ученые, работающие на самом переднем крае науки.

- А вы предлагали директору школы Светлане Руденко встретиться с представителями РГО, учеными РАН?

- В ответ на предложение провести встречу школьников с известным академиком-физиком, членом СПб Научного центра РАН директор заявила, что ему необходимо предварительно побеседовать с ней и… Дульневым. В зависимости от результата этих бесед она решит - позволить такую встречу или запретить. Уместно спросить: почему дульневым с акимовыми разрешено выступать перед школьниками без рекомендации авторитетных ученых РАН, а последним требуется рекомендация Дульнева? Ответ прост: руководительница «образцовой» школы давно сделала вполне сознательный личный выбор в пользу лженауки и просто не желает быть объективной. Будучи гуманитарием (преподает историю), она, конечно, не может следить за развитием научной мысли по серьезным изданиям, но признавать свою слабость в естественных науках не хочется. Надо откуда-то черпать знания. И тут к услугам таких, как она, - наши нередко «желтые» и «желтоватые» СМИ, пичкающие своих потребителей из корыстных соображений всякими ложными сенсациями и чудесами, которые некритичный человек готов жадно заглатывать. Человек, не наделенный руководящими полномочиями, ограничивается после этого кухонно-трамвайными разговорами. На посту же директора школы он, как видим, может счесть даже своим педагогическим долгом распространение псевдонаучной информации среди учащихся.

- Администрация школы уверяет, что двери открыты для всех, в том числе и для оппонентов ее любимых персонажей…

- Встречи согласовываются почему-то с Дульневым, а он, конечно, не заинтересован в критике своих взглядов. Я сам подошел к учителю физики, с которым познакомился еще после дульневской конференции. Тогда я вручил ему принтерную распечатку текстов из упомянутой книги Э.П. Круглякова, разоблачающих Акимова, с просьбой прочесть учащимся. И вот теперь на мой вопрос, сделал ли он это, последовал ответ: "Нет, директор не одобрила бы меня". Какую литературу та одобряет, показала процедура, последовавшая за выступлением Амонашвили. Под бурные аплодисменты восхищенного зала Светлана Георгиевна вручила ему цветы и... книгу Дульнева.

- Но, может быть, 38-я школа Приморского района – исключение? Вероятно, директор просто была введена в заблуждение – неспециалисту действительно сначала трудно разобраться, где тут действительно наука, а где шарлатанство и грамотный PR…

- В другой, не менее «продвинутой» петербургской гимназии мне поведали по секрету такую историю. Еще недавно там учительствовала в 1-м классе женщина, не скрывавшая, что является адептом какой-то религиозной секты. Случилось так, что в ее классе дети болели больше, чем в других. Потом она сама ушла из школы по болезни, и на ее место приняли молодую выпускницу педвуза. И та тоже стала болеть, да так сильно, что врачи уже и руки опустили. Собрался школьный педсовет, и было решено… освятить помещение злополучного класса. Директору как бывшему члену КПСС это решение далось не без колебаний, но раз надо, то надо. Во внеурочное время призвали батюшку, и тот окропил «святой» водой как этот класс, так, на всякий случай, и всю школу. И результат, конечно, не замедлил сказаться – новая учительница моментально выздоровела, и ее ученики тоже перестали болеть. Слава - сами понимаете кому! Попробуйте-ка после этого поспорить с учителями и наученными ими детьми, что тот, кого они славят, существует только в мифах. Вот какая атмосфера царит ныне даже в некоторых ведущих школах нашей «северной столицы», неосторожно обозванной кем-то культурной.

Через тернии – к звездам

Директор школы № 38 Светлана Руденко и завуч начальной школы Татьяна Яковлева любезно согласились встретиться с вашим корреспондентом. Я честно призналась, что меня интересует их школа как экспериментальная площадка для внедрения и пропаганды принципов «гуманно-личностной педагогики», методы ее продвижения, а также оценка родителей и преподавателей. Как-никак, «Школа Жизни» Шалвы Амонишвили действует здесь уже почти 10 лет – значит, должны быть и результаты. Второй вопрос, на который хотелось получить ответ: как преподаватели оценивают участие в образовательном процессе представителей альтернативной науки, вышеназванных господ Акимова, Дульнева и Короткова и знакома ли администрация школы с их репутацией в научных кругах РАН. И третий вопрос: можно ли слово «эксперимент» в данном случае понимать буквально, то есть можно ли воспримать обычную среднюю государственную школу как испытательный полигон для пропаганды и внедрения учений и взглядов, неоднозначно оцениваемых официальной наукой?

Школа, вопреки ожиданиям, не произвела впечатления пристанища нечисти. Чисто, красиво, богато. Как не без гордости сообщили Светлана Георгиевна и Татьяна Сергеевна, «за все спасибо родителям». Хорошая мягкая мебель в рекреациях, аккуратненькие классы, действительно чудесные детские рисунки и поделки, дети вполне вменяемы, то есть активны и в меру хулиганисты. Как не без гордости сказали руководители, у них почти никто не курит, не пьет и не употребляет наркотики, и ни один ученик не состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН). Немножко смущали во множестве развешанные трактаты и книги г-на Амонашвили, ну да … что не запрещено – то разрешено.

- Светлана Георгиевна и Татьяна Сергеевна, поскольку вы – единомышленники, то вопросы буду адресовать обеим. Ваша школа – единственная в Санкт-Петербурге, открыто пропагандирующая философию Амонашвили. Но если она так хороша, то почему, как вы считаете, другие учителя не идут за ним и за вами?

- Эта работа требует громадной самоотдачи, времени, сил. Необходима колоссальная перестройка сознания учителя. Не все к этому готовы.

- Почему именно Амонашвили и его философия?

- Я пригласила его к нам в школу. Смысл программы гуманно-личностной педагогики и в конечном счете цель школы – воспитание творческой индивидуальности, направленность всей работы на необходимость понимания смысла жизни. Надо, чтобы каждый ребенок с малолетства задумывался, как я живу, для чего? Это приходит через поиски смысла жизни, духовного, нравственного воспитания. Вопросы культуры – главное. Педагогика сотрудничества, духовного воспитания – это должно быть во всем. Главное в этом – понимание, что мысль проходит через все. Второе – это воспитание чувств, каждый урок должен эмоционально воспитывать ребенка. И третье – культура, которая постигается через стремление к высшему.

- А вас как педагогов все-таки государственной, светской школы не смущают некоторые его взгляды? Вот, например, как-то неясно с «Комитетом-300», «тайном правительством»… Чертовщиной какой-то попахивает. И не кажется ли странным для школы его призыв «верить, и все!»?

- Ну, вероятно, ему не надо было про этот комитет говорить. Наверное, он имел в виду, что Запад вмешивается в политику России, он (Запад) не заинтересован в развитии России. А насчет веры – это вера в высшие силы, высший разум. Вера в бога. Это какая-то творческая работа человека, обращение его к высшим силам. Да, это вера в бога – если говорить напрямую.

- Нет ли опасения, что эта духовность и нравственность воспитывается за счет ущербности в другом?

- Нет, этого не происходит. Наборот, личность закаляется, приобретает жизненный стержень, она получает внутренние силы…

- Я не об этом, я конкретно о преподавании некоторых предметов. Например, Шалва Амонишвили уверяет, что «образованность не зависит от объема знаний», и что «Бог вкладывает в нас свой образ». Я вот как раз об объеме конкретных знаний, которые получают у вас дети. Конкретных, а не абстрактных, вроде духовного воспитания…

- Дети, которые от нас уходят (например, переезжают в другие районы) всегда поступают в лучшие школы, причем успевают по всем предметам. Из 130 выпускников прошлого года 110 поступили в вузы. По итогам районных олимпиад наша школа – первая. По русскому языку, по математике (младшие классы)…

- А старшие? Там естественные науки необходимы…

- Понимаете, дальше будут другие стимулы. Нам важно дать общее развитие, чтобы ребенок впоследствие сам разобрался. У нас работает УНО (ученическое научное общество), мы приглашаем на наши конференции ученых, обращаемся к таким научным достижениям, которые, может быть, даже еще не известны. И в этом ведь тоже заключается поиск смысла жизни.

- А вас не смущает неоднозначная, скажем так, репутация этих ученых? Того же Короткова, Дульнева, Акимова? Почему вы приглашаете именно их?

- Не только о том, что вошло в школьную программу, можно и нужно говорить. Хотя, может быть, это кому-то и не нравится. Мы открыты для всех, но для того, чтобы встретиться с учениками, надо сначала встретиться с директором, поговорить. Например, то, о чем говорил Константин Коротков, помогало нам в работе. Мы говорили с детьми о том, что мысль проходит через все, что мы ответственны за свои мысли. Коротков показал, как от мыслей меняется аура, даже растение меняется от плохой музыки, даже капля воды под микроскопом под влиянием музыки становится как звезда.

- Вы это всерьез?

- Чувства должны быть добрыми, культура воспитывается через стремление к высшему. Амонашвили говорит, что надо стремиться к звездам, человек сопричастен со Вселенной, с Космосом…

- У вас оригинальные взгляды. Отдел образования проверками не мучает?

- Плохого-то мы ничего не делаем. Дети хорошие, на учете в ИДН не состоим. Повторяю: наша школа открыта, пускай академик Александров приходит, Жореса Алферова хотим пригласить. Понимаете, мы должны показать детям все, давать свободу для творчества, создавать разные возможности, а они пускай выбирают потом. Дети сами разберутся.

Светлана Руденко и Татьяна Яковлева, похоже, искренне верят в то, что говорят и делают. Каждое убеждение, бесспорно, достойно уважения. Только вот их утверждение о том, что «дети сами разберутся» лично для меня выглядит не очень убедительно. Если человеку с 7 лет внушать, что материя все-таки вторична, а какой-нибудь кактус способен воспринимать настроение человека – боюсь, потом его будет непросто переубедить в обратном. Хотя, конечно, главное – верить (см. Ш. Амонашвили, «Школа Жизни»).

P.S. Мне показали некоторые отклики родителей учеников. Разумеется, положительные. Более того: педагогический коллектив школы заслужил высокую оценку даже со стороны российского правительства: завуч Татьяна Яковлева награждена Орденом «За заслуги перед Отечеством II степени», вот-вот орден будет вручен.

Марина Бойцова

наверх