Учебные программы по современному гуманизму

ГУМАНИСТИКА. Дисциплины учебных курсов специализированной образовательной программы Центра обучения РГО в МГУ им. М.В. Ломоносова

Первый цикл: Гуманизм – общечеловеческая основа культуры

I. Теория гуманизма.

Гуманистика как междисциплинарная область научного знания.
Гуманизм: система ценностей, мировоззрение, образ жизни.
Современные гуманистические концепции.
Общие принципы гуманистического мировоззрения и образа жизни.
Мировое гуманистическое движение в ХХ в.

II. История гуманизма.

Гуманизм в древней Греции.
Древнекитайский гуманизм.
Византийский гуманизм.
Гуманизм арабского Возрождения.
Гуманизм европейского Возрождения.
Традиции гуманизма Нового Времени.
Гуманизм в России.
Мировой гуманизм в Х?Х в.
Судьбы гуманизма в ХХ в.

III. Гуманизм и свободомыслие в России.

Особенности свободомыслия и гуманизма в России.
Формы проявления и основные представители российского гуманизма.
Гуманизм и свободомыслие в современной России.

IV. Эволюция гуманизма как идеи и социальной реальности.

Объективные предпосылки гуманизма в примитивных обществах.
Формирование экономико-политических и правовых основ гуманизма в античной культуре.
Средневековье и гуманизм.
Гуманизм, прогресс свободы и демократии в Новое и новейшее время.
Гуманизм и современность.
История и перспективы гуманизма в России.

V. Гуманизм и проблемы происхождения человека.

Философские и религиозные сценарии происхождения человека.
Идея реинкарнации, оккультные и иные паранаучные интерпретации происхождения человека.
Научные концепции генезиса человека.
Человек. эксобиология и эксоэволюция.
Перспективы человека как феномена космоэволюционного процесса.

VI. Гуманизм и космизм.

Человек и космос.
Современные теории космизма.
Антропный и сверхантропный принцип.
Идея ноосферы и автотрофного существования человека.

VII. Гуманизм как этика человечности.

Человечность в структуре человеческих качеств.
Этическое измерение разума.
Нравственная коллизия и роль разума в этическом познании.
Основные добродетели этики человечности.
Этика гуманизма в системе учений о нравственности.

VIII. Гуманистическая психология.

«Третья сила» в современной психологии.
Основные представители гуманистической психологии.
Гуманистическая психология личности.
Гуманистическая психотерапия.
Идеалы гуманистической психологии.

IX. Гуманизм, творчество, самосовершенствование.

Личность и гуманизм.
Статус гуманизма как мировоззрения во внутреннем мире личности.
Гуманизм и проблема смысла.
Особенности гуманистического творчества.
Гуманистические ресурсы самосозидания человека.

X. Гуманизм и экономика.

Человеческое измерение экономики.
Проблемы гуманизации экономических отношений.
Возможна ли экономика с человеческим лицом?

XI. Гуманизм и право.

Право как гуманистическая ценность.
Право в системе гуманистических ценностей.
Историко-культурные условия гуманизации права.
Гуманистические аспекты либерального и социалистического правопонимания.
Юридическая ответственность в свете гуманизма. Проблема смертной казни.
Права человека, международный правопорядок и гуманизм.
Нравственно-правовой смысл войны.

XII. Гуманизм и политика.

Общечеловеческие ценности политики.
Метаполитический статус гуманистического мировоззрения.
Задачи и роль гуманизма в политической жизни общества.
Возможен ли гуманизм как политическая идеология?

XIII. Гуманизм и глобальные проблемы современности.

Экогуманизм: основные принципы и идеалы.
Гуманизм как инструмент сохранения международной безопасности.
Гуманизм, национализм, патриотизм, космополитизм.
Гуманизм и глобальное сознание человечества.
Проблема прав человека и социальной справедливости.

XIV. Основы гуманистической педагогики.

Гуманизм – глубинная основа педагогического процесса.
Проблема самоопределения и мировоззренческого выбора в школе.
Светские ценности и научное мировоззрение как содержание образования и воспитания.
Свобода совести в школе: моральные и юридические проблемы.

XV. Философия и антропология гуманизма.

Существование и гуманистическая сущность человека.
Идея физического, психического, нравственного и интеллектуального здоровья.
Гуманистические ценности.
Межсубстанциальные коммуникации человека.
Человек-субстанция: возможен ли творческий прорыв?

Второй цикл: Наука, здравый смысл и паранормальное.

I. Гуманистическая интерпретация науки.

Наука и гуманизм.
Наука как интеллектуальный, нравственный и психологический феномен.
Здравый смысл, рациональность, наука.
Рациональное, иррациональное и антирациональное.
Наука, паранаука, псеводонаука, антинаука, философия, метафизика, религия: проблема демаркации.
Наука на рубеже тысячелетий: успехи, кризисы, перспективы.
Наука, рациональность и постмодернизм.

II. Критическое мышление в инфо-медиакибернетическую эпоху.

Новые средства массовой коммуникации и информации.
Современные стили мышления.
Новые условия рефлексивности.
Научно-методологический скептицизм в условиях глобализации и тотальной плюрализации.
Принципы, психология и логика критического мышления.
Глобальные инфо-финансовые конгломераты и угроза медиакратии.

III. Современная паранаука.

Неоязычество как модернизация магических и оккультных практик.
Парапсихология.
Астрология и нумерология.
Физиогномика, гадания по руке и другие магии тела.
Новейшие религии паранормального.
Психология и технология паранауки.
Социокультурные, гносеологические и психологические причины живучести паранауки.

IV. Паранаука, парапрактика и средства массовой информации.

Превращение паранауки в парапрактику в условиях рыночных отношений.
Паранаука и парапрактика как факторы, опасные для физического, психологического, нравственного и интеллектуального здоровья людей.
Парапрактика как дезинформация. СМИ и парапрактика.

V. Астрология и астрономия.

Исторические корни астрологии.
Основные постулаты и принципы астрологии.
Астрономическая интерпретация астрологии.
Психология астрологической веры. СМИ и астрология.

VI. Ненаучные формы мышления.

Человеческие предрассудки: истоки и функции.
Утопическое сознание.
Мифы, механизмы их воспроизводства, мировоззренческая и психологическая роль.

VII. Мифы, утопии и паранормальные верования в современной России.

Эффект мировоззренческого коллапса и «запретного плода».
Особенности паранормальных верований в России.
Типичные проявления российского утопического и мифологического сознания.

VIII. Наука и паранормальное.

Парафеномен и заявление о нем.
Свободное расследование заявлений о парафеноменах как научный и морально-юридический императив.
Принципы и методы независимой научной экспертизы заявлений о парафеноменах.
Социокультурные и психологические интерпретации заявлений о парафеноменах.

ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИЗМА. Спецкурс для студентов философского факультета МГУ

Целью спецкурса является ознакомление студентов с философскими, психологическими и коммуникативными принципами современного гуманизма, с его методологией и стилем мышления. Значимость тематики спецкурса определяется возрастающей потребностью современного общества в надежных коммуникациях, а у его субъектов – в твёрдых и устойчивых нравственно-психологических основах, в развитии у россиян гражданских добродетелей и критического мышления. Кроме того, обостряется необходимость формирования позитивного и жизнестойкого мировоззрения у молодежи, оказавшейся в силу исторических обстоятельств в ситуации идейного вакуума, в обстановке развала прежних, советских, принципов личной и общественной жизни, и отсутствия новых морально-правовых установок, отвечающих лучшим достижениям культуры, демократии и социального прогресса.

Потребность в аксеологической и воспитательно-образовательной информации становится особенно актуальной в свете существования в обществе сильных негативных тенденций, связанных с пропагандой эгоизма, насилия, цинизма и агрессивности в СМИ, ростом преступности, наркомании, алкоголизма, бездомности и социально обусловленных болезней, жертвами которых в первую очередь становится молодежь.

В рамках спецкурса освещаются юридические основания введения в образовательную деятельность идей, принципов и программ гуманистического мировоззрения, рассказывается о гуманистической концепции личности, о системе ценностей современного гуманизма.

Знакомство

с идеями гуманизма предполагает, прежде всего, изучение и овладение студентами теми методами и процедурами, которые могут быть реализованы с целью самоидентификации, самоопределения, самоактуализации, самореализации и самосовершенствования. В рамках спецкурса рассматривается и программа конструктивных коммуникаций личности в сфере внутреннего диалога и межличностного общения, а также в традиционных областях взаимодействий между человеком, обществом и природой.

В рамках гуманистической парадигмы мышления проводится различие между тремя типами информации: нейтральной, мировоззренческой и идеологической, а сам гуманизм раскрывается одновременно как (1) собственно знаниевая (нейтральная) информация, (2) мировоззренческая ценность и (3) виртуальная проективная парадигма поведения индивида. Нормативно-ценностная сторона гуманизма предстает здесь как комплекс требований, предъявляемых ею к инициативному, позитивно настроенному и свободомыслящему субъекту, приоритетному по отношению к самому гуманизму и любому другому мировоззрению и идеологии.

Теория современного гуманизма предполагает также ознакомление студентов с базовыми положениями о правах человека в области мировоззрения, частной и общественной жизни, с принципами светской государственности, свободы совести и убеждений, а также с основными чертами гуманистического мировоззрения.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ КУРСА

1. Естественность и легитимность гуманистической воспитательной компоненты в образовательном процессе

1.1. Воспитываемость как антропологическая характеристика homo sapiens; ее место и специфика в ряду познавательных, оценочных, поведенческих и адаптивных качеств индивида.
1.2. Гуманистические принципы Конституции РФ, закона РФ «Об образовании» и Всеобщей декларация прав человека. Роль этих документов в легитимации процесса гуманизации образования и введения тематики гуманизма в содержание образования и образовательные стандарты.
1.3. Альтернативные гуманизму учебно-воспитательные парадигмы: догматические, авторитарные, тоталитарные, субъективистские, волюнтаристические, фундаменталистские и экстремистские, – как светские, так и религиозные.

2. Трактовка человека в гуманистической антропологии

2.1. Структура внутреннего мира личности.
2.2. Человек как открытая система позитивных, нейтральных и негативных качеств.
2.3. Гуманистический смысл целей и идеалов образования: здоровая личность и homo creaturam creatus (человек – творческое сотворение).
2.4. Передача, усвоение и выработка приёмов и навыков жизненного роста как цепи процедур самоидентификации, самоопределения, самоактуализации, самореализации и самотрансцендирования (аутентичного творчески-позитивного выхода за границы личного существования к себе подобным, в область социума и природы).

3. Система ценностей гуманистического мировоззрения

3.1. Экзистенциальные (жизненные) ценности.
3.2. Ценности общества.
3.3. Политические ценности.
3.4. Нравственные, юридические и эстетические ценности.
3.5. Ценности познания.

4. Принципы и специфика гуманистического мировоззрения

4.1. Мировоззрение, знание и идеология с точки зрения гуманизма.
4.2. Содержательные особенности и принципы гуманистического мировоззрения.
4.3. Требования гуманизма к самому себе как мировоззрению и общественному явлению.
4.4. Стиль мышления гуманизма: рефлексивность, критичность, открытость, скептицизм, здравый смысл, позитивность, аффирмативность, креативность

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Спецкурс для студентов педагогических высших учебных заведений

Целью спецкурса является ознакомление студентов с основами педагогической концепции современного гуманизма, с ее методологией, психологией и стилем мышления.

Значимость тематики спецкурса определяется:
1) острой потребностью современного общества: а) в твёрдых и устойчивых нравственных основах, б) в развитии у россиян гражданских добродетелей,
2) необходимостью формирования демократических ценностей и правосознания у школьников, оказавшихся в силу исторических обстоятельств а) в ситуации идейного вакуума, б) в обстановке развала прежних, советских, принципов личной и общественной жизни и отсутствия новых морально-правовых и гражданских установок, отвечающих лучшим достижениям культуры, демократии и социального прогресса.

Эта потребность в воспитательно-образовательной информации становится особенно актуальной в свете действия сильных негативных тенденций в обществе, связанных с культивированием эгоизма, насилия, цинизма и агрессивности в СМИ, ростом преступности, наркомании, алкоголизма, бездомности и социально обусловленных болезней, жертвами которых в первую очередь становятся дети.

В рамках спецкурса освещаются юридические основания введения в образовательную деятельность идей, принципов и методов гуманистического мировоззрения, рассказывается о системе гуманистических ценностей, особенно педагогических, анализируется гуманистический смысл педагогического процесса, освещается система гуманистических требований как к обучающимся, так и к обучающим.

Специфика спецкурса состоит и в том, что в его рамках ставится задача познакомить студентов с инструментами и технологиями познания, овладения и использования мировоззренческого (нормативного, прескриптивного) знания.

В рамках гуманистической парадигмы мышления оно осмысляется как:
(1) собственно знаниевая (нейтральная) информация,
(2) мировоззренческая ценность,
(3) виртуальная (проективная) парадигма поведения индивида.

Нормативно-ценностная сторона гуманистической педагогики предстает здесь как комплекс требований, предъявляемых ею к инициативному, позитивно настроенному и свободомыслящему субъекту образования, приоритетному по отношению к самому гуманизму и любому другому мировоззрению.

Философия гуманистической педагогики предполагает также ознакомление студентов с базовыми положениями о правах человека в области мировоззрения, частной и общественной жизни, с принципами светской государственности, свободы совести и убеждений, а также с основными чертами гуманистического мировоззрения.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ КУРСА

1. Естественность и легитимность гуманистической воспитательной компоненты в образовательном процессе:

Воспитываемость как антропологическая характеристика homo sapiens; ее место и специфика в ряду познавательных, оценочных, поведенческих и адаптивных качеств индивида.
Гуманистические компоненты Конституции РФ, закона РФ «Об образовании» и Всеобщей декларация прав человека. Роль этих документов в легитимизации процесса гуманизации образования и введения тематики гуманизма в содержание образования и образовательные стандарты с целью укрепления личностных основ и гражданского сознания учащихся.
Альтернативные гуманизму воспитательно-образовательные парадигмы: догматические, авторитарные, тоталитарные, субъективистские, волюнтаристические, фундаменталистские и экстремистские, – как светские, так и религиозные.

2. Трактовка человека в современной философии гуманизма

Структура внутреннего мира личность.
Человек как открытая система позитивных, нейтральных и негативных качеств.

3. Система ценностей гуманистического мировоззрения

Экзистенциальные (жизненные) ценности.
Ценности общества.
Политические ценности.
Нравственные, юридические и эстетические ценности.
Ценности познания.

4. Принципы и специфика гуманистического мировоззрения

Мировоззрение, знание и идеология с точки зрения гуманизма.
Содержательные особенности и принципы гуманистического мировоззрения.
Рефлективные требования гуманизма.
Стиль мышления гуманизма: рефлексивность, критичность, открытость, скептицизм, здравый смысл, позитивность, аффирмативность, креативность

5. Общие принципы гуманистического образования как педагогики человечности:

Гуманистический смысл целей и идеалов образования: здоровая личность и homo creaturam creatus (человек – творческое сотворение).
Субъект – субъектная установка.
Педагогика предлагающего объяснения и вероятностного описания.
Педагогика человечного диалога.
Педагогика сопровождения, поддержки и сотрудничества.
Критичность, здравый смысл и рациональность как интеллектуальная атмосфера гуманистического образования и воспитания.
Воспитание эмпатией, уважением, свободой, ответственностью и участием.
Передача, усвоение и выработка приёмов и навыков жизненного роста как цепи процедур самоидентификации, самоопределения, самоактуализации, самореализации и самотрансцендирования (аутентичного творчески-позитивного выхода за границы личного существования к себе подобным, в область социума и природы).

6. Прагматика гуманистической педагогики:

Жизнеутверждающий эффект и оптимистическая установка.
Жизнесмысловая, экзистенциальная наполненность личности.
Творческий, продуктивный характер мышления и действия индивида.
Позитивная социализация и экологизация сознания и поведения. Толерантность.
Жизнестойкость, расширение возможностей и перспектив здоровой, полной и счастливой жизни.

Валерий Кувакин, д.ф.н., профессор, президент РГО

наверх