Максимум внимания РГО - российской школе!

Полагаю, что задача содействия развитию светского гуманизма в России, которая стоит перед РГО, но, увы, не находит пока должной поддержки наших современников, может все-таки постепенно решаться путем соответствующего воспитания будущего взрослого населения страны, т.е. его подрастающих поколений. Поэтому для нашей общественной организации весьма важно постоянно держать в поле зрения процессы, происходящие в системе школьного образования и по мере возможности пытаться воздействовать на них в указанном направлении. Не секрет, что на этом пути у нас есть немало противников, которые тоже понимают большую важность работы с молодежью, но в иных, чем у нас, целях. Главный из них, пожалуй, клерикалы, открыто грезящие о победе в «битве за умы на фронте российского образования» (/ru/articles.phtml?num=000134). К ним примыкают и разные сомнительные личности, надевающие маски «ученых», «академиков», «просветителей» и т.п. Приходится с сожалением констатировать, что в этой битве у наших оппонентов есть немалые успехи, чему способствует ложно понимаемая свобода слова в СМИ и неконституционная позиция многих госчиновников. Тем важнее неустанность научно-просветительской работы РГО на ниве школьного образования. Считаю полезным рассказать о некоторых шагах в этом направлении, предпринимаемых петербургским отделением РГО.

Начну с того, что мы долгое время (более года) пытались получить отзыв петербургского профессора, заведующей кафедрой вуза, занимающегося последипломным образованием учителей, об изданных РГО учебных пособиях «Основы современного гуманизма» и «Гуманизм и гражданское общество». Нам казалось, что будет очень интересно и полезно узнать мнение именно этой уважаемой и авторитетной в педагогических кругах дамы, так как под ее редакцией и при авторском участии еще в 1996 году издано похожее пособие, широко используемое в школах города. Мы надеялись, что если наши пособия ей понравятся, то она будет рекомендовать их школьным учителям хотя бы в дополнение к своему. Но вышло совсем наоборот: она сказала, что наши пособия рекомендовать не будет ни в коем случае. На вопрос "Почему?" обещала дать письменный ответ, но шли месяц за месяцем, а его не было. Наконец мне было разрешено прийти, чтобы выслушать устный ответ. Воспроизвожу его по памяти.

Пособия РГО ее заинтересовали, но кое-что в них насторожило. Она давно работает «в сфере, где несешь ответственность за школу и учителей». Это особенно чувствовалось в советские времена, когда стоило прозвучать в школе чему-то не тому, что требовалось, как сразу раздавался окрик: «Чему вы учите учителей?» Так что она «в этом смысле человек очень выученный и достаточно осторожный». Ей кажется, что когда светский гуманизм претендует на издание учебников, где утверждается, что только он является подлинным гуманизмом, что Бога нет и богословие антинаучно, то это не только никогда не пройдет, но и вызовет очень острую ответную реакцию церковников. Когда в их вузе проходили Рождественские чтения, она слышала от представителей Духовной академии и семинарии даже проклятия в адрес просто слова «гуманизм». Ей близок подход, когда гуманизм не присваивает себе никто: ни атеисты, ни любая религия. Она не против светского гуманизма, но «в учебниках должны излагаться разные точки зрения, а здесь излагается только одна, атеистическая, безбожная». Есть выпады в адрес Бога и религии, дающие повод для ответной негативной реакции. «А мы не должны допустить, чтобы из-за каких-то неудачных фрагментов учебников началась травля вообще идей гуманизма со стороны церкви». Вначале она взяла наши книги с восторгом, обрадовалась, что есть такие большие работы по гуманизму. Но когда добралась до этих «фрагментов», отложила книги, поняв, что они опасны даже для тех идей, которые она «пропагандирует в своем учебнике, т.е. для гуманистических ценностей, рассматриваемых как общечеловеческие».

Итак, наши учебники не понравились. Настолько, что даже доктор педагогических наук, специализирующаяся на гуманистической тематике и теории гуманитарного образования, да к тому же еще и координатор петербургского общественного педагогического движения «Рождение гражданина», ратующего «за гражданственность, гражданское образование, свободу и достоинство личности», не смогла заставить себя продолжить чтение, обнаружив уже на первых страницах те самые «неудачные фрагменты», которые нельзя «рассматривать как общечеловеческие». И хотя она согласна, что «в учебниках должны излагаться разные точки зрения», все же не видит в них места для атеистической, так как это чревато нежелательной для нее ссорой с церковью. Вот и весь сказ.

Что мне оставалось делать после этого? Я вручил моей собеседнице обзор Юрия Черного о современном гуманизме (/ru/articles.phtml?num=000142) и выразил надежду, что, руководствуясь научной объективностью, присущей всем настоящим ученым, она хотя бы не станет делать из светского гуманизма секрет от своих слушателей – школьных учителей, а также со временем дополнит свое учебное пособие соответствующим текстом. Ибо стоит ли только из опасения, что это вызовет недовольство одной из российских общественных организаций, утаивать от школы существование важного прогрессивного течения в общественной мысли?

Позже я узнал, что в этом государственном вузе с некоторых пор уделяется немало внимания прорелигиозному вразумлению слушателей и даже оборудован собственный православный храм. И хотя это противоречит Конституции России, очень удивляться не приходится: ведь позицию сотрудничества (закрепленного официальными договорами) с РПЦ уже ряд лет занимает и Минобраз России (нынешний министр продолжает политику своего предшественника, хотя говорит, что сам - атеист), и Российская Академия образования (РАО), не случайно избравшая своим действительным членом главу российского православия. Под дудку министерства и академии пляшет и Российский педуниверситет им. Герцена, и СПбГУ и др. педвузы города. В результате многолетней промывки мозгов будущих и действующих школьных учителей те постепенно все больше утрачивают или уже утратили материалистическую мировоззренческую ориентацию и тяготеют к проповедникам иного толка.

Весной 2004 г. наше внимание привлекла одна из школ Приморского района города. Она не рядовая, а еще с 1999 г. приказом городского Комитета по образованию получила статус экспериментальной площадки по адаптации новой педагогической системы. И вот стало известно, что в ней в рамках научно-практической ученической конференции «Энергоинформационный обмен в природе» проведена встреча школьников с махровыми лжеучеными, "торсионных" и «энергоинформационных» дел мастерами, академиками РАЕН (эта самопальная академия таких «ученых» не чурается) москвичом А. Акимовым и петербуржцем Г. Дульневым. Псевдонаучная шарлатанская деятельность москвича в паре с еще одним «академиком» Г. Шиповым исчерпывающе освещена в книге Э.П. Круглякова «Ученые» с большой дороги» (/ru/articles.phtml?num=000109). Вот и захотелось узнать, почему на встречу с учениками позвали именно таких людей и никаких других.

В приемный день я встретился с директором Светланой Георгиевной. Войдя в кабинет, увидел на столе роскошное блюдо с садово-огородными плодами, которое при близком рассмотрении оказалось всего лишь керамической композицией. Заметив мой взгляд, С.Г. сказала, что от этого предмета «исходит энергетика», которой она «заряжается». После такого вступления стало понятно, чего можно ожидать от дальнейшей беседы. Так и вышло. Я представился как член РГО и попросил объяснить, почему С.Г. считает правильным знакомить своих учеников только с воззрениями акимовцев и не знакомить с аргументами их многочисленных оппонентов. Она ответила, что не хочет «превращать школу в арену баталий между учеными». Ведь ее школа называется экспериментальной и занимается внедрением "гуманной педагогики", а именно - воспитанием высокой нравственности, приверженности к здоровому образу жизни и неприятию вредных привычек. Я сказал, что все это замечательно, но при чем тут эти господа. И услышал в ответ, что они, мол, большие ученые, работающие на самом переднем крае науки. И тут полилась речь с упоминаниями других не менее великих имен: того же Г. Шипова («Его книга "Теория физического вакуума" есть в школе, и мы ее изучаем, хотя, не будучи специалистами, не все понимаем»), В. Казначеева, Н. Кулагиной и проч. Высоко отозвалась С.Г. и о новой книге Дульнева «В поисках Тонкого мира»*. В мире все взаимосвязано, утверждала она, в подтверждение чего привела чьи-то наблюдения, что даже растения реагируют на музыку, причем по-разному в зависимости от того, плавная она или рок. «А один наш ученик на предыдущей школьной конференции, рассказал, что сам видел в микроскоп, как по-разному воспринимает микровзвесь, содержащаяся в капле воды, грубую брань и ласковую речь». Вопрос о научной достоверности подобных заявлений у С.Г. не возникал.

В ответ на предложение провести встречу школьников с известным академиком-физиком, членом СПб Научного центра РАН директор заявила, что ему необходимо предварительно побеседовать с ней и… Дульневым. В зависимости от результата этих бесед она решит - позволить такую встречу или запретить.

В связи с этим уместно спросить, почему же дульневым с акимовыми разрешено выступать перед школьниками без рекомендации авторитетных ученых РАН. Ответ прост: руководительница «образцовой» школы давно сделала вполне сознательный выбор в пользу лженауки и просто не желает быть объективной. Будучи гуманитарием (преподает историю), она, конечно, не может следить за развитием научной мысли по серьезным изданиям, но признавать свою слабость в естественных науках не хочется. Надо откуда-то черпать знания. И тут к услугам таких, как она, - наши нередко «желтые» и «желтоватые» СМИ, пичкающие своих потребителей из корыстных соображений всякими ложными сенсациями и чудесами, которые некритичный человек готов жадно заглатывать. Вот и попадают такие люди на лженаучную удочку. Человек, не наделенный руководящими полномочиями, ограничивается после этого кухонно-трамвайными разговорами. На посту же директора школы он, как видим, может счесть даже своим педагогическим долгом распространение псевдонаучной информации среди учащихся путем организации специальных ученических конференций.

Среди

старшеклассников, встреченных в коридоре, запомнилась девушка, на шее которой поверх блузки демонстративно красовался солидный (сантиметров пять высотой) крест из желтого металла, украшенный сверкающими камнями или стекляшками. Похоже, к таким жестам в этой "гуманной" школе относятся с симпатией. Об этом же говорит и то, что к «поискам Тонкого мира» на дульневской конференции школьников была приобщена… религиозная секта «Агни йога».

Позже выяснилось, что конференция 2004 г. была уже не первым мероприятием такого рода. Так, годом раньше, утром 11 марта 2003 г., по школьной трансляции прозвучало следующее обращение директрисы к учащимся:

«Передовая наука XX века, особенно его последних 10-20 лет, сделала удивительное открытие, что мыслительная деятельность человека непосредственно влияет на все, что его окружает: других людей, животных, растительность. На эту тему мы проведем через неделю научно-практическую ученическую конференцию. Нам будет помогать д.т.н. Константин Георгиевич Коротков. Он изобрел и покажет в действии прибор, по которому видно состояние биополя человека, его ауры. Цвет ауры позволяет видеть невидимое – мысль человека. Вернее, по цвету можно определить, что в ней преобладает – светло-желтое или темное. Это и есть реально существующая, но невидимая глазу мысль человека.

А сегодня мы проведем подготовку к этой конференции. Вся школа, включая не только учащихся, но и администрацию, директора, завучей и учителей, которые сидят сейчас у себя в кабинетах, будет в течение двух часов размышлять и писать о том, что такое мысль. Мы так и назовем нашу работу - «Размышление о мыслях». Вы должны ответить на следующие вопросы:

1) Какие мысли ты считаешь хорошими, какие – плохими? Как и почему они возникают?
2) Может ли мысль человека влиять на окружающих людей, животных, растительность? Может, вы слышали об этом, может, сами наблюдали что-то. Почему ты так думаешь? В народе, особенно в деревне, люди присматриваются друг к другу. Бывают люди, которых обходят, потому что посмотрит такой и обязательно что-то случится. Правда ли это, может ли такое быть? Вы можете привести другие примеры, как мысль человека влияет на окружающих.
3) Какими должны быть мысли, чтобы они благотворно влияли на все окружающее? Отвечает ли человек за свои мысли?

Все ваши работы будут переданы в школьный музей, а лучшие – прочитаны их авторами на конференции. После того, что нам продемонстрирует Константин Георгиевич, вы увидите, как важно то, что делается у нас в школе».

Не стану рассказывать здесь о шарлатанской псевдонаучной деятельности упомянутого Короткова, ибо это уже сделано на нашем сайте в материалах «Лжеученых – на Доску «почета» (/ru/articles.phtml?num=000089) и «Оптический обман» (/ru/articles.phtml?num=000113). В контексте данной статьи важно лишь еще раз отметить, каких именно «ученых» предпочитает зазывать для выступлений перед учащимися, оберегая при этом от критики оппонентов, руководительница школы.

Еще один такого сорта гость посетил школу совсем недавно - в начале октября 2004 г. В очередной, 7-й или 8-й, раз за последние 10 лет в нее пожаловал «почетный академик РАО» (так гласило школьное объявление) Шалва Амонашвили. Этот известный еще с советской поры грузинский педагог-новатор как раз и является разработчиком той самой «гуманно-личностной педагогики», которая внедряется в данной школе (похоже, не только в ней и не только в Петербурге**). Возможно, в прошлом «система» Амонашвили выглядела иначе, а то, во что она выродилась ныне и изложена в книге «Школа Жизни», ее автор ярко продемонстрировал в выступлении перед многочисленными педагогами, собранными со всего района. Наиболее знаковые фрагменты этой вдохновенной речи мы уже предложили вниманию посетителей нашего сайта (/ru/articles.phtml?num=000187). Стоит заметить, что после ознакомления с этим материалом остро негативную оценку ему дала даже вышеупомянутая сверхосторожная ученая дама из последипломного педвуза. Но внимавшим Амонашвили учительницам (ибо это были практически только женщины) его религиозные реверансы явно пришлись по вкусу. Еще бы, ведь на его вопрос, есть ли среди присутствующих верующие, раздалось дружное «Да».

Я пришел в зал заранее и, когда он почти заполнился, обратился к вошедшим с предложением познакомиться с учебниками РГО и журналом «Здравый смысл». Реакция была откровенно вялая. Пришлось пройти вдоль рядов, чтобы найти всего двух-трех дам, согласившихся хотя бы взять наши издания в руки. Но вскоре, наткнувшись, видимо, на те самые «неудачные фрагменты», мне всё вернули. Показал я нашу литературу и учителю физики, с которым познакомился еще после дульневской конференции. Он сказал, что ему нравится обложка ЗС-26, где здание МГУ изображено на фоне черного силуэта храма Христа-спасителя, так как видит в этом символ единения науки и религии. Узнав, что в эту картинку вложен совсем иной смысл, он очень удивился. Все же просмотреть несколько журналов согласился, но вскоре вернул их мне со словами: "Я пытался читать, но это трудно, статьи очень сложные". Похоже, читал он в спешке и украдкой от коллег и директрисы, так как опасался быть замеченным в проявлении интереса не к той литературе, которая приветствуется в стенах школы. Весной я вручил ему же принтерную распечатку текстов (в основном из упомянутой книги Э.П. Круглякова), разоблачающих Акимова, с просьбой прочесть учащимся. И вот теперь на мой вопрос, сделал ли он это, последовал ответ: "Нет, директор не одобрила бы меня". Какую литературу та одобряет, показала процедура, последовавшая за выступлением Амонашвили. Под бурные аплодисменты восхищенного зала С.Г. вручила ему цветы и... книгу Дульнева.

В другой, не менее «продвинутой» петербургской гимназии, где в день моего визита проводилась городская конференция учителей в память религиозного гуманиста Ильина (организаторы – все тот же последипломный вуз и почему-то политехнический университет), мне поведали по секрету такую историю. Еще недавно там учительствовала в 1-м классе женщина, не скрывавшая, что является адептом какой-то религиозной секты. Случилось так, что в ее классе дети болели больше, чем в других. Потом она сама ушла из школы по болезни, и на ее место приняли молодую выпускницу педвуза. И что бы вы думали, та тоже стала болеть, да так сильно, что врачи уже и руки опустили, не зная, как ей помочь. Собрался мудрый педсовет, и было решено… освятить помещение злополучного класса. Директору (бывшему члену КПСС) это решение далось не без колебаний, но раз надо, то надо. Во внеурочное время призвали батюшку, и тот окропил «святой» водой как этот класс, так, на всякий случай, и всю школу. И результат не замедлил сказаться – новая учительница моментально выздоровела, и ее ученики тоже перестали болеть. Слава - сами понимаете кому! Попробуйте-ка после этого поспорить с учителями и наученными ими детьми, что того, кого они славят, нет.

Вот какая атмосфера царит ныне даже в некоторых ведущих школах нашей «северной столицы», неосторожно обозванной кем-то культурной. Можно представить, что в таком случае творится в «некультурной» российской «глубинке». Вот почему я считаю, что для подлинного содействия развитию светского гуманизма в России надо срочно, если еще не поздно, обратить МАКСИМУМ ВНИМАНИЯ РГО на РОССИЙСКУЮ ШКОЛУ. А раз на школу, значит, и на педвузы, и вообще на всю систему образования и педагогики. Правда, было бы несправедливо говорить, что наша общественная организация проявляла до сих пор пассивность в этом деле. Но пока мы апеллировали в основном к «верхам» в надежде образумить высоких руководителей: писали безответные обращения к Президенту, протесты в Минобраз в связи с изданием школьного учебника по православию, создали свой светско-гуманистический учебник и безуспешно обращались туда же, прося рекомендовать его школе… Считаю, что теперь настало время работать и напрямую с педагогами, убеждая их в правоте нашего дела и склоняя на нашу сторону. И такая работа уже началась. Например, Г.В. Гивишвили сообщает, что установил контакты и сотрудничает с московской учительской организацией с памятным названием «Доживем до понедельника». А в Петербурге мы начали общение с учителями, под руководством которых старшеклассники готовятся к еженедельным ток-шоу «Игра ума» на городском телевидении, и снабдили их нашей литературой. На заседаниях отделения РГО мы призвали его членов последовать нашим шагам - идти в школы и беседовать с педагогами. Насколько это будет поддержано и даст положительный эффект, покажет будущее.

_____________________________________________

* Разбору этой книги посвящена отдельная статья на нашем сайте - /ru/articles.phtml?num=000235

** В упомянутой книге «Школа Жизни» Амонашвили пишет: «Сообщества последователей гуманной педагогики… созданы в городах: Москва, Санкт-Петербург, Рязань, Соликамск, Пенза, Курчатов, Архангельск, Пыть-ях, Екатеринбург, Казань, Самара, Тюмень, Владивосток, Нижний Тагил, Новоуральск, Смоленск, Барнаул, Пермь, Магадан, Сургут, Владикавказ, Йошкар-Ола, Калининград… Думаю, они будут создаваться и в других городах» (с.5-6).

Геннадий Шевелев

наверх