Слово и Дело (из переписки единомышленников)

Е.Д. Я сейчас занят побуждениями молодых атеистов к действиям. Во время оккупации и унижения Германии Наполеоном (положение в СНГ хуже наполеоновской оккупации) философ Фихте обращался к немецкому народу с призывом: "Действовать! Действовать!! - Вот для чего мы пришли в этот мир!!!" Этот призыв под руками поэта, ученого и философа ГЕТЕ превратился в слова Мефистофеля, подправлявшего слова Евангелия "В начале было Слово" на "Вначале было Дело!"

Об этом я написал Димьяну, а потом Крайневу. Возможно, Вы возмете инициативу на себя и возглавите это Дело? На всякий случай, для доброго Дела, высылаю выраженные в черновом варианте и сумбурно свои мысли, которые изложены в моих письмах к упомянутым атеистам. Авось пригодятся и Вам, СПб Гуманистическому союзу. 28.08.02

Г.Ш. Как Вы представляете себе конкретно это Дело? И что означает призыв возглавить его? Я уже возглавляю общественную организацию в Петербурге, являющуюся составной частью межрегиональной организации "Российское гуманистическое общество". Кроме Москвы, Московской области и Петербурга теперь есть региональные организации в Иркутске, Тюмени, Татарстане, Коми, создаются в других регионах, т.е. идет большая организационная работа. Она нужна для того, чтобы нам стать подлинно всероссийской организацией, имеющей отделения как минимум в половине субъектов федерации. Вот когда мы этого добъемся, мы станем силой, с которой будет по-настоящему считаться власть.

Для количественного и качественного роста необходима пропагандистская работа и РГО ее ведет в доступном для себя масштабе: издает и распространяет по России ежеквартальник "Здравый смысл" (и Вам, в Киев послали комплект), немало книг отечественных и зарубежных авторов, имеет сайты в Интернете. Мы в Петербурге добились того, что нам стало доступно радио, получен принципиальный положительный ответ из Смольного о выходе на местное ТВ, нас стали более охотно печатать газеты. Все это и многое другое, о чем я не пишу здесь, но можно узнать, посетив наш сайт, и есть то самое Дело. Если Вы считаете, что это - не дело, а Слово, т.е. не больше чем сотрясение воздуха, а надо бы перейти к настоящему Делу, то объясните, пожалуйста, в чем оно, по-Вашему, должно состоять.

Из Вашего письма А. Крайневу можно заключить, что Вы советуете в качестве Дела возбуждать процессы в судах. Мы в Петербурге делаем и это. Например, в суде проходит наш иск к одному из звеньев администрации города, которое своими действиями способствует обману доверчивых больных граждан (мы в РГО боремся против всех видов обмана, одурачивания и оглупления, включая, конечно, и обман со стороны церкви, но не ограничиваясь, в отличие от чистых атеистов, только им).

Сложность состоит в том, что мы можем действовать и действуем только в рамках Закона, а в России еще слаба законодательная база: одних законов просто нет, другие несовершенны, многие есть, но не соблюдаются (включая статьи Конституции). С последним проще, а вот когда закон есть, но он сформулирован так, что его можно толковать, как вздумается, суд пользуется этим и отфутболивает истца. Этим же, как мы сейчас убеждаемся, занимается и прокуратура, с которой мы тоже ведем переписку. Так что, если ограничить наше Дело только юридическими тяжбами, то эффект, скорее всего, будет, но не столь значительный, как хотелось бы.

Поэтому мы в РГО занимаемся всеми доступными нам формами Дела, и если что-то еще упускаем, подскажите.

И возглавляет наше Дело вполне достойный его человек, с которого оно в России и началось. Некоторая часть молодежи (и не только) иногда пофыркивает в его сторону, находя поводы для недовольства. Но Валерий Александрович открыт для критики и советов, если они конструктивны. Я считаю, что для пользы нашего общего Дела всем атеистическим и гуманистическим организациям надо бы сплачиваться вокруг РГО, которое сейчас благодаря многолетней деятельности приобрело наибольший авторитет, закрепилось как юридическое лицо, имеет наибольший контакт как с простыми гражданами, так и с другими организациями и властями.

Я хорошо понимаю, дорогой Евграф Каленьевич, Ваше естественное нетерпение. Я ведь тоже уже далеко не мальчик, и очень хочется при жизни успеть увидеть побольше плодов нашей просветительской деятельности. Поэтому я всецело присоединяюсь к Вашему призыву к молодежи, идущей нам на смену, - активизироваться в сфере практических Дел в общем для всех нас направлении. 29.08.02.

Е.Д. Вы хорошо пишете и отлично агитируете как член РГО. Я с вами во всем согласен. Возражать на написанное Вами не хочу, не могу, мне нечего возразить. Вы все пишете правильно. Согласен даже с Вашим диагнозом о том, что я спешу, и благодарю за понимание.

Но

и вас, РГО, я понимаю: спешить некуда, надо сорганизовываться. Понимаю, но и вы поймите, что легально вы будете работать только в рамках легальности. А легальность, вы знаете, кем в СНГ создается и кем с прокурорской жестокостью соблюдается. Власть творит над свободомыслием насилие, на которое надо отвечать силой - хотя бы публичными протестами, выражением несогласия. Поймите, что РГО на такое не способно в силу своей сущности, в силу состава. Профессора никогда не были способны на публичные действия. Их всегда власти - к ногтю, а они или бегут в другое место или словесно да анонимно изливают свои возмущения...

У неоперившейся молодежи у вас нет места. Да и в странах золотого миллиарда профессора, скептики, гуманисты, свободомыслящие действуют только на бумаге, да в междусобойчике. Изменения в устройство социальной жизни и в законы, в Конституцию вводятся только под давлением. Ельциноиды под давлением захватили власть и сейчас отдавать ее или в чем-то переделывать не будут: "Вы, умники, себе говорите, а мы вас захотим - будем слушать, не захотим - не будем". Вот почемцу вам, РГО, трудно привлечь к себе молодежь. Молодежь жаждет перемен, изменений, улучшений. У нее нетерпение. А профессорам спешить некуда...

Извините за критику. Но я именно так вижу РГО. Дело его - великое, но тягомотное. Улита едет. Когда приедет? Но в общении с молодежью я всегда рекомендую им войти в контакт с РГО. Они пробуют, но у них не получатеся, они выходят за рамки. Для них члены РГО слишком осторожны. Они никогда не пойдут на резкое выражение своих протестов, да и протестовать не будут. Они будут просить власти во имя этих же властей да во имя возглавляемого властями народа сделать уступочку, ну, если не ради Бога, не ради всех святых, то хотя бы ради истины сделать, чем-то поступиться. А власти придержащие, держащиеся на невежестве масс, если захотят и если им это будет выгодно, - уступлят, а не захотят или им это будет невыгодно, - не уступят.

Я с Вами теоретически, по бумажке во всем согласен. Но Вы же видите, что молодежное атеистическое движение развивается вне рамок РГО. Да и не будете - не будете ни в жисть! - вы, РГО, публиковать того, что жаждет молодежь, то, что публикуется на ее сайтах. Все то, что РГО пишет, я готов всей своей искренней душой подписать обеими руками. Но больше, чем писать, вы не будете. И суды, если захотят, будут к вам прислушиваться, а не захотят - оставять ваши иски без удовлетворения, а вам убедительно объяснят, что на то, чтобы делать что-то по вашему предложению, нет законов, что надо действовать в рамках Конституции.

И в то же время сами власти придержащие не действуют и не будут действовать в рамках Конституции. Они, чтобы привести свои действия в соотвествие с Конституцией, скорее изменят саму Конституцию, нежели свои действия. У них своя рука - владыка. Или Вы думаете, что, захоти президентская рать в совокупности с правительством изменить Конституцию, они не сделают этого? Сделают, хоть и не запросто, но постараются и сделают. Если им будет нужно, то они через саму Конституцию проведут преподавание закона божьего в школах.Захотят - и выбросят к чертовой матери из Конституции упонимание о светском характере государства...

Замечу, что в США изменения положения в стране добиваются не написанием мудрых исследований для ознакомления властей придержащих. Изменения происходят под давлением граждан. Вспомните Мартина Лютера Кинга и его выступление против вьетнамской войны США. А преподавание религии в школе убрали не с соизволения властей, а под давлением движения Американских атеистов под руководством Мадалин Мюррей О'Хайер. А посмотрите на молодежное движение антиглобалистов. Среди них нет профессоров американского союза скептиков да гуманистов. Сейчас на правительство США давит Движение за свободу от религиозного фундаментализма (FFRF), воглавляемое Дэном Баркером и его женой. С Дэном я переписываюсь и знаю положение дел в этом движении. Переписываюсь и с современными Американскими атеистами, с английскими агностиками и атеистами.Но там и агностики деятельные. Чего стоит один Ричард Довкинс, один Остин Кляйн, один Адриан Барнетт! Их выступления я переводил на русский язык и публиковал на А-сайте.

Да что это я начал вдаваться в детали, описаные которых - бесконечно? К тому же это, по-первых, примеры не из нашей с Вами жизни, а во-вторых - пример ничего не значит. Пример даже не служит основанием для обобщения или для подражания или для простого вывода.

Извините за выражение несогласия с Вами. Я Вас очень уважаю и очень ценю свое общение с Вами. Рассчитываю, что изложенное будет только основанием, чтобы понять друга-единомышленника, у которого несколько другое мнение, понять, что друг - это не зеркальное дублирование своего собственного духовного мира.

30.08.02
Евграф Дулуман, Геннадий Шевелев

наверх