Различать реальность и вымысел1

Предлагая вниманию читателей свою книгу, хочу сказать несколько слов о себе. Я - доктор биологических наук, область моего профессионального интереса - физиологии высшей нервной деятельности человека и животных. Вместе с тем исследование наиболее тонких структур функционирования живых существ всегда вызывало у меня желание сопоставить, с одной стороны, научные, с другой - религиозные либо иные "сверхъестественные" представление о человеке. Вот почему я вот уже 25 лет изучаю религию и другие современные мировоззренческие комплексы, альтернативные научным. Книга о душе - один из итогов этой многолетней работы. Стараясь не перегружать текст большим фактическим материалом и не желая претендовать на энциклопедичность в освещении столь обширного вопроса, я рассказываю только об основных и наиболее интересных, по моему мнению, мифологических, религиозно-мистических и паранормальных представлениях о человеческой душе.

В книге дается описание того, что, согласно различным доктринам, представляет собой душа, как она выглядит, одна ли она у человека или нет, в каком месте человеческого тела она располагается, при каких обстоятельствах выходит из человека, куда направляется, где потом обитает, чем занимается на "том свете" и насколько она вечна.

Книга адресована массовому читателю, людям как с высшим, так и средним образованием, как взрослым, так и школьникам, начиная с 5 класса. Верующим она даст возможность познакомиться с древнейшими представлениями о душе, а также взглядами на эту проблему различных религий. Сомневающемуся она даст пищу для размышлений и поможет определить свое отношение к этой проблеме. С познавательной точки зрения она будет полезна и неверующему, так как он познакомится с широкой панорамой ненаучных представлений о душе.

Представления о душе возникли на заре человеческой цивилизации. С помощью этого понятия можно было объяснить, почему люди (а также животные и растения) живут. Такое объяснение устраивало людей в течение десятков тысяч лет. Понятие о душе как нельзя более оказалось кстати и для того, чтобы обосновать естественную для первобытного человека идею о вечной жизни: да, тело умирает, это очевидно, но ведь что-то остается. Во всяком случае, в это очень хотелось верить... Люди не могли примириться с мыслью, что смерть - это конец всему. И конечно же, идея о вечной жизни души не могла не найти своего отражения в мифах и религиях большинства народов мира.

В то же время уже в древности находились сомневающиеся и даже отвергающие идею вечной жизни. Помимо упомянутых в книге религиозных воззрений на душу, можно привести и взгляды атеистов. Древнейшим свидетельством наличия трезвого взгляда на проблему вечной души является дошедшая до наших дней "Песнь арфиста", относящаяся к XVIII веку до н. э. В ней впервые в истории человеческой культуры звучит противопоставление религиозных верований трезвым взглядам. Хотя это противопоставление и выражено в наивной форме, но главное - это призывы к радости и веселью вместо непрестанного ожидания жизни за гробом. Вместо каждодневной подготовки к путешествию в "страну молчания" автор призывает обратиться к реальным ценностям жизни.

Та же еретическая мысль выражена и в другом дошедшем до нас древнеегипетском произведении - "Песне из дома усопшего царя Антефа, начертанной перед певцом с арфой". В ней говорится, что "никто еще не приходил оттуда, чтобы рассказать, что там, чтобы поведать, чего им (мертвым) нужно...".

Востоковеды единодушно указывают на преобладающую "посюстороннюю" ориентацию древневосточного человека, на восприятие смерти как резко отрицательного явления. Так, в той же "Песне из дома усопшего царя Антефа ..." сказано:

               Следуй желаниям сердца,
               Пока ты существуешь...
               Следуй своим желаниям и себе на благо
               Свершай дела свои на Земле
               По велению своего сердца.

В другом, более раннем, произведении "Беседа разочарованного" (XXII - XXI вв. до н. э.) ставится вопрос об утешительности религиозных иллюзий для тех, кому жизнь невмоготу. Но эти иллюзии, по мнению автора "Беседы...", ведут к душевному разладу. Противоречие религиозных представлений и жизненного начала в человеке - вот основное содержание "Беседы...".

Есть подобные мысли и в литературе Вавилонии. Это так называемый "Разговор господина с рабом". Раб говорит, что выполнять предписания религии, особенно приносить жертвы богам, нелепо, ибо нелепо думать, что боги пойдут на подачку, как собаки. Рассчитывать на загробное воздаяние не приходится: "Подымись на холмы, пройдись по развалинам городов, посмотри на черепа малых и великих. Где владыка зла и где владыка добра?". Смерть всех сравняла.

Большую роль в развитии материалистических представлений о душе в Древнем мире сыграло учение, разработанное Демокритом (V век до н. э.), развитое Эпикуром (IV - III вв. до н. э.), а затем Лукрецием Каром (I век до н. э.). Согласно этому учению, душа состоит из атомов и после смерти человека рассеивается. Эпикур доказывал, что человек к смерти не имеет никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда не существуем мы. Таким образом, смерть не имеет отношения ни к живущим, ни к умершим...".

Материалистические взгляды на проблему вечной жизни и души, зародившиеся в глубокой древности, в XX веке приобрели научную основу. Столкновение научных и религиозных взглядов на эту проблему становится все более острым. Критикуя взгляды науки по вопросам человеческой души, деятели церквей в то же время пытаются найти в ее лице своего союзника.

В последние годы в печати появились высказывания церковных деятелей о том, что современная наука будто бы близка к тому, чтобы начать изучение души как реального объекта, а заодно и исследовать принципы ее связи с телом. Но это лишь очередное заигрывание с наукой. В действительности же наука не признавала и никогда не признает религиозные догматы, ибо наука и религия несовместимы. Об этом, как мне кажется, со всей очевидностью свидетельствуют и факты, приведенные в книге.

Прочтя описание мифологических и религиозных представлений разных народов мира о душе и ее загробной жизни, вдумчивый читатель, несомненно, будет озадачен. Не исключено, что христианин, в частности православный верующий удивится тому, что далеко не все христиане считают душу вечной. К тому же, оказывается, вера в то, что у человека только одна душа, вовсе не является единственным, так как по другим представлениям у человека многих душ.

Более того, выясняется, что нет в религиях мира и единого взгляда на природу души, ее происхождение, на пути и способы ее попадания в потусторонний мир, на "жизнь" души в "том мире". Нет единого представления об устройстве потустороннего мира и, в частности, рая и ада. Наконец, нет и единого представления о "конце света" и времени его наступления.

Каждая более или менее развитая религия создала свои представления о душе, ее свойствах и местопребывании в "том мире". Палитра этих взглядов необычайно разнообразна. Все это даже верующего, но способного непредвзято мыслить человека заставляет сомневаться в истинности утверждений каждой из религий о правоте только ее взглядов. Действительно, если взглядов на душу так много, причем взглядов не просто противоречивых, но и взаимоисключающих (а это касается всех сторон проблемы души), то где же истина? Ответ очевиден...

Важным

является и то обстоятельство, что в ходе исторического развития, с усовершенствованием и усложнением организации общества, накоплением знаний о природе и обществе, с ростом уровня культуры происходило усложнение понятия о душе и ее "жизни" в этой и, особенно, в потусторонней жизни. Примитивные мифы, сказки и религиозные представления заменялись (и заменяются сегодня) более совершенными, соответствующими образовательному уровню своего времени. Придумываются все новые детали и подробности, призванные убедить верующих в реальности нового учения о душе. В последнее время церкви активно апеллируют к верующим ученым, которые, говоря о душе и боге, стремятся опереться на авторитет науки. В подавляющем большинстве случаев область занятий этих ученых весьма далека от мифологии и истории религии. Их рассуждения часто носят наукообразный характер, что в ряде случаев вводит людей в заблуждение, подрывает реализм их взглядов на жизнь. Для верующих же выступления таких ученых являются весомым подтверждением правильности их религиозных представлений.

Та душа, о которой шел рассказ в этой книге - это душа в религиозно-мистическом, а, по сути, в сказочном, фантастическом ее понимании. Такое понимание души предполагает существование какой-то невидимой нематериальной субстанции, находящейся в человеке (а также в животных, растениях и даже неодушевленных предметах) и живущей по учению многих (но не всех) религий после его смерти. Рассуждать о такой душе можно только с религиозно-мистических позиций или просто произвольно фантазируя о ней. Иной подход тут невозможен.

Но есть и другое понятие души, лишенное религиозности. Душа человека понимается здесь как его психология, как характеристика его внутреннего мира, содержание сознания и самосознания, как богатство личности, как идеи, ценности и идеалы, которые определяют нравственно-эстетическую и культурную жизнь человека. Таким образом, древнее слово "душа" может рассматриваться как синоним выражения "духовное богатство человека". Это духовное богатство может оставаться и так или иначе остается после смерти человека, и оно служит людям. В памяти людей остаются его добрые дела, поступки и слова, а также овеществленные результаты его труда: созданные им научные и художественные произведения (статьи, книги, партитуры и т.д.), сделанные им открытия и изобретения, созданные им приборы и машины, построенные им здания и дороги, воспитанные поколения людей, которые в свою очередь передают другим эстафету добра и разума.

О человеке напоминают и его потомки, славящие его дела, гордящиеся своими предками, реально несущими в себе полученные от них знания и умения. Проходят столетия и тысячелетия, но в памяти людской сохраняются имена Аристотеля и Демокрита, Рафаэля и Леонардо да Винчи, Ломоносова и Эдисона, Пушкина и Байрона и многих-многих других выдающихся людей.

Конечно, мысль о физической смерти ужасна, умирать никто не хочет. Но это закон жизни, закон природы. Наш разум призывает нас к мужеству. Все, что однажды возникает, неизбежно исчезает, прекращает свое существование. И это касается не только человека, но и всех представителей животного и растительного мира. Распространяется этот закон и на неживую природу: предметы, вещи, камни, горы, планеты, звезды, галактики и т.д. Одни из них исчезают быстро, другие же - через миллионы и миллиарды лет...

А пока жизнь продолжается, надо полноценно жить, используя для этого каждый день! И ни в коем случае не следует печалиться о том, что жизнь скоротечна и преходяща. Ее реальная длительность и полнота зависит от наших деяний и достижений. Чисто механическое, так сказать математическое отношение ко времени жизни ее не продлит, но, напротив, сделает мрачной и тоскливой. А мифы, сказки и фантазии - пусть они будут. С ними жить веселее и интереснее. Это наше общечеловеческое богатство, наше культурное наследие. И его надо беречь! Только не надо обманываться и принимать сказку за реальную жизнь. Во имя полноценной жизни наш разум, все наше существо требует понимать и различать действительное от несуществующего, реальность - от вымысла.

Несмотря на то, что красочные и заманчивые образы рая существуют давно, что людям в течение тысячелетий внушается мысль, что земная жизнь - это лишь краткое преддверие их вечной беззаботной и прекрасной жизни в раю (при условии, что они достойно вели себя в этой жизни), люди не спешат расстаться с этой жизнью и побыстрее перебраться на "тот свет". И это не случайно: побеждает естественное жизнелюбие, рассудительная осмотрительность и осторожность - может там, на "том свете" и хорошо, но здесь, хоть и похуже, зато надежнее, реальнее! Люди, кроме того, видят несоответствие между декларациями иерархов Церквей и их делами, они видят несправедливость и жестокость на Земле, которую не могли устранить никакие религии, хотя их власть над умами насчитывает многие тысячелетия, они видят распри и даже ненависть отдельных церквей друг к другу, стремление руководителей церквей жить часто в роскоши. К тому же "оттуда" никто не приходил и не рассказывал, как там живется... Поэтому люди так до конца и не верили, а сегодня верят еще меньше мифам и сказкам о вечной жизни на "том свете".

И в то же время люди мечтали, мечтают и будут мечтать о вечной жизни. Некоторые при этом надеяться на науку и технический прогресс. Я имею в виду попытки преодоления распада тела с помощью глубокого замораживания - до минус 273 градусов по Цельсию и последующего его оживления. Пошедшие на эту процедуру миллионеры полагали, что через 50 - 100 лет (а именно на такой срок заморожено большинство пациентов), медицина найдет средства, чтобы победить болезни и травмы, с которыми она справиться сегодня не может, а также найдет способ оживить их тела. Однако, по мнению крупнейшего нашего реаниматолога академика РАМН В. Неговского, из этой затеи ничего не выйдет. И все же люди надеются...

Возможно, эта книга кому-то покажется обидной или разочаровывающей (ведь в ней нет рецепта бессмертия, и она не обещает такового). Кто-то скажет, что она написана в духе советских атеистических традиций... Хочется, однако, верить, что у нее все же найдутся свои читатели - люди, которые сочтут ее интересной и полезной. Возможно, кому-то она поможет открыть глаза, поможет понять себя и уяснить свой взгляд на вечную проблему души и ее "бессмертия". Что может быть важней для человека, чем познание истины, познание себя как существа разумного?

Человек должен найти дорогу к Храму, но не к храму заблуждений, а к Храму истины! Истину искать нелегко - в этом человечество убедилось уже давно. Помочь тут может только разум! Перефразируя известное выражение "Quo vadis, Domeni?" ("Куда идешь, господин?"), здесь нужно сказать: "Знай, куда идешь, господин!". Позволю себе высказать пожелание: иди не вслепую, а с открытыми глазами и головой, не затуманенной иллюзиями, старайся все время ощущать твердую, проверенную опытом человечества дорогу. И пусть твой Разум будет тебе руководителем! Верь только в него!


1) Текст "От автора" и заключительная глава новой книги петербургского писателя-религиоведа "Душа человеческая: мифологические, религиозные и паранормальные представления" // М. Российское гуманистическое общество. 2002.

Михаил Богословский

наверх