Начнем отмечать хвойные воскресенья?

Наша страна впервые в истории человечества создала нерелигиозное, почти полностью светское государство. Более семи десятков лет XX века она показывала в этом пример всему мировому сообществу. Что позволило в большинстве цивилизованных стран совершить поистине революционный рывок в научно-техническом прогрессе, избавить значительную часть населения планеты от множества застарелых предрассудков, иначе посмотреть на роль человека в эволюционном процессе. Ныне не так уж и часто встретишь желающих оставаться чьими-либо рабами, даже ради позы.

К сожалению, слишком примитивное понимание методов и средств строительства нового общественного порядка, нарушение объективных экономических закономерностей, ошибки в национальном вопросе, пренебрежение правом привели к дискредитации замечательных идей - социального равенства людей независимо от их происхождения и положения, братства между народами и свободы человека. Немало наших соотечественников потеряло общезначимые и личные ориентиры, т.е. смысл жизни. А этим не замедлили воспользоваться самые консервативные круги, почти три четверти века отставленные от кормила власти. Они вытащили из небытия, а вернее из анабиоза, религию и противопоставляют ее всему тому, чего действительно доброго и нетленного добилась наша Родина. Более того, они вскармливают очухавшихся клерикалов и возводят их в духовные лидеры вчера еще безбожной страны. Ну а те - не будь дураками - чисто по мирскому разворачивают строительство... теократического государства!

Все это уже отбросило наше отечество от передового светского мира куда-то во мрак средневековья, где бродят голодные Иран и Афганистан, не зная, на чем сорвать злость, и жируют на дармовой нефти Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Кувейт.

Глубоко заблуждаются те, кто решил разыграть религиозную карту. Ничего им не даст "духовное возрождение России". Клерикалы - тоже люди и тоже понимают, что сулит им власть, причем власть всеобщая - над страной и душами. Только возьмут ее в свои далеко не слабые руки, как покажут всем и кузькину мать, и свое понимание демократии, свободы слова и прав человека.

Вот как пробалтывается самый, пожалуй, либеральный из руководителей РПЦ, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: "Церковь пребывает над всеми государственными устроениями. Потому что, согласно Священному Писанию, наиболее совершенной формой власти является теократия. В ветхозаветные времена таковым было правление судей в Израиле, управлявших народом от имени Бога. Позднее появилась монархия, которая, несомненно, является богоучрежденной формой правления" (Доклад "Роль Русской Православной Церкви в жизни общества. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" на Международном симпозиуме "Религия в современном обществе". РАН 30-31 октября 2000 г.).

Религию отнюдь не зря назвали "опиумом народа". Сей древний наркотик, поначалу глуша боль и беспокойство, погружая человека в безмятежность и галлюцинации, в конечном счете, разрушает организм, приводит его в абсолютную непригодность для любого сопротивления.

Религия - смесь древних мифов и весьма субъективных понятий, предрассудков и продуктов больного воображения - за тысячелетия внедрения в сознание людей закрепилось на уровне мировоззрения, стала не только привычкой, но и образом жизни. С помощью наиболее талантливых творцов культуры человечества, уверовавших в ее "вечные истины" или просто нанятых церковниками, она обрела и благообразие, и глубину, и эстетическую красоту, и "железную логику", которую не сразу и расколешь.

Многие века религия заменяла собой все виды интеллектуальной деятельности, играя роль и исследователя окружающего мира, и толкователя этих исследований, и носителя культуры, и хранителя ее ценностей.

Она выступала как духовник, как блюстительница морали и нравственности, как судья в последней инстанции, как благословительница на "праведные дела".

Усилиями ее миссионеров создавались грамота и литература отдельных наций и в определенных пределах поддерживалась грамотность. Ее понятиями, сюжетами и образами пропитана мировая гуманитарная культура. Однако, не надо принимать эту порой блестящую форму за действительно полезную, прогрессивную деятельность по развитию человека и человечества. Религия всегда уводит усилия людей в сторону от насущной цели выживания в меняющихся условиях и создания нормальных благоприятных условий для проявления лучших человеческих качеств, для наиболее правильного объективного познания окружающего мира, для гармоничного сочетания каждого отдельного человека с окружающими его людьми, а его потребностей - с их возможностями. Взамен религия подсовывает мистику, догматизм, необходимость воспринимать "откровения" своих "отцов" некритически, путем зазубривания и начетничества. Если что и выделяет ее в выгодную сторону (подкупая даже великих скептиков) - так это обращение непосредственно к человеку, к его внутреннему миру, чего, к сожалению, не взяли на вооружение ни естественные науки, ни философия, ни, в большинстве случаев, даже общественно-политические дисциплины. И вот теперь эта столь замечательная находка шаманов, жрецов, служителей культа и вообще клерикалов используется ими для завоевания власти.

Да, на каком-то этапе развития человечества религия помогла своими сказками пробудить у homo sapiens воображение, способствовала выработке понимания, что такое добро и зло (в широком морально-этическом смысле). Только тот этап давно прошел. И если дети довольно быстро обнаруживают, что деды морозы и снегурочки, являющиеся к ним под Новый год, ненастоящие, то многие из нас, став взрослыми, даже поседев, начинают верить в наличие сверхъестественных сил, существование потустороннего мира, присутствие в каждом из нас души и т.д. Эта клерикальная бредь давно разоблачена серьезной наукой. Она на реальных фактах показала естественное происхождение человека... Но, увы, весьма немалая часть человечества продолжает придерживаться детских верований и предрассудков. Более того, самые "продвинутые" верующие, сменив лабораторные халаты на поповские рясы, пытаются опровергнуть данные науки своими наукообразными откровениями то о конце света, то об остатках ноева ковчега, то о возможности взвесить душу, то, наконец, о том, что все естественно-научные законы найдены учеными потому, что записаны творцом в священные книги и, что ни деется, идет от творца и происходит благодаря его промыслу.

Нет спору, религия - часть культуры. Но весьма своеобразная, ограниченная часть, несущая одну функцию: внедрить свои "вечные истины" в сознание людей, вбить их так, чтобы самим верующим казалось, что это - их собственные мысли, их собственное мировоззрение.

Очень тонко чувствующие (в силу профессиональной специфики), но часто весьма невежественные в естественно-научном плане деятели искусства и художественной литературы охотно клюют на приманки религии, которую постоянно окружает ореол некой таинственности. Мистика так и прет в ней из всех углов. Что ни ритуал, то - целый театр... К тому же торжественные и мало понятные простым смертным церковно-славянский язык в русской церкви, латинский у католиков и арабский у мусульман прямо-таки возбуждают творческий экстаз у экзальтированных представителей творческой интеллигенции. Но при посещении храмов работы высоких мастеров архитектуры, строительства, росписи, скульптуры они забывают, что отношение к культуре со стороны церкви во все века было не столь однозначно, как представляется. Например, и русская православная, и католическая церкви преследовали театр как бесовское занятие, а народные представления как мерзость хулиганства. Мусульманство не признает никакое, даже самое художественное, изображение не только ликов, но и каких-либо предметов вообще. Но полностью отказаться от искусства церковь не могла и не хотела, ибо художники создавали зримую красоту, певцы и музыканты манили звуками и тем привлекали в храмы народ. Тут церковь выступала как покупатель, диктуя обязательные "уставные" нормы религиозного искусства. И те, кто продавал ей свое творчество, создавали шедевры часто путем доведения себя молитвами и постами до состояния "белого каления". Но не дай бог было художнику отойти от предписанного канона. Его самого и его работу религиозные фанатики смешивали с грязью. Искусство вне стен храмов они тоже лишали свободы в отображении мира и легкости в полете воображения. Даже такое искусство не должно было выходить за рамки религиозных доктрин. Это убивало его на корню, делая однообразным и заведомо неживым, что полностью расходилось с намерениями его больших и талантливых творцов.

Что

значит "наступить на горло собственной песне", знает каждый художник. Но почему-то часто забывает. Религия часто в принципе не признает искусство за искусство. Фундаменталисты практически всех конфессий по сей день преследуют как отдельные проявления художественного творчества, так и вообще светское искусство, признавая только свое, церковное.

Клерикалов буквально распирает от осознания того значения, какое, как им кажется, приобрела церковь во внедрении морали и нравственности. Только вот мало что изменилось во взаимоотношениях людей за две тысячи лет торжества религиозной веры. Нет, люди не испражняются на улицах и не занимаются сексом на глазах у всех. Но стоит только запахнуть выгодой или защемит обида, как самые "культурные" теряют человеческий облик и со всем знанием современной техники и умением ею пользоваться изничтожают друг друга. А если вспомнить, какое сопротивление оказывали (и продолжают оказывать) консервативные (в первую очередь, клерикальные) круги всякому прогрессу, то легко понять, как задержала церковь прогресс человечества.

Не стоит удивляться двойственности воздействия веры, религии, церкви на общественную жизнь. Они - производные человеческой деятельности, человеческого ума и заблуждения. "Ни бог, ни царь и ни герой" их не придумали. Да вот отрицательных моментов в них гораздо больше, чем положительных. Уже потому, что клерикалы, взяв свои откровения "с потолка" (от придуманного ими бога) и превратив их в догмы, мертвые каноны среди стремительного потока жизни, сами загнали себя в угол. Теперь им приходится выкручиваться, бормотать нечто туманное, невразумительное или действовать обманом, угрозой, насилием.

Проблема взаимоотношений государства и церкви уже была решена, по-видимому, оптимальным образом благодаря одному из первых декретов Временного правительства в 1917 году. Тогда церковь была отделена от государства. Советская власть едва не поставила церковь вообще вне закона из-за массовой открытой поддержки ею контрреволюции. Позднее единственно оптимальная форма взаимоотношений была возвращена. Однако и на местах, и в центре было немало фактов вандализма, разрушения культовых сооружений, необоснованных преследований искренне верующих. И это отозвалось теперь, через многие годы. Утратив общественно-значимые ориентиры, немало народу потянулось к религиозным ценностям. Дети коммунистов, выпускники советских школ заполнили храмы, стали каяться за своих "безбожных" предков, исполнять церковные ритуалы.

Не найдя в своей борьбе за власть ничего лучшего, инициатор развала нашей Родины господин Ельцин не только оперся на религию, но и возвел титульную церковь (РПЦ) в духовные лидеры страны. Сделал он это даже вопреки положениям специально под него созданной Конституции. Понятно, что в национальных регионах местные князьки воспользовались его примером и возвели в духовные лидеры свои титульные церкви.

Клерикалы всех конфессий и мастей не отказались от щедрой милости новых власть предержащих господ. Начав с освоения возвращаемых им культовых зданий и ритуальной утвари, они вошли во вкус и принялись вмешиваться в светскую жизнь, перестраивать ее по собственному разумению и на церковный лад. Они добились получения общенародных средств на восстановление и реконструкцию зданий церковного назначения, закрепили землю под этими зданиями за собой. А бесчисленные холуи из ельцинского окружения в порыве "раскаяния" развернули встречное строительство новых культовых сооружений при министерствах и на видных местах в каждом районе опять-таки за счет государственного бюджета. Так возник из небытия новострой храма Христа Спасителя. В его возрождение столичным правительством были убуханы фантастические суммы. Его возводили из самых качественных материалов, завозимых часто из-за рубежа. Его украшали лучшие мастера, да и строился он давно забытыми в нынешние времена темпами. Откровенно говоря, получилось чудище, которое давит бетонной помпезностью и позолоченным медным куполом. Ну, да это дело вкуса. Поразительно другое. Великая стройка клерикализма разворачивалась за счет благоустройства города, зарплаты учителей, врачей и пенсий ветеранов. Разворачивалась она и на фоне разрушения Российской государственной библиотеки (бывшей "Ленинки"). До сих пор наиболее красивое здание комплекса этой библиотеки - дом Пашкова, которое высится на Ваганьковском холме как раз напротив въезда в Кремль со стороны Боровицких ворот, смотрит на кортежи теперешних "членовозов" печальными глазницами окон, заделанных кровельным железом, а сам дом разрушается от вибрации линии метро, подведенной под холм.

Объединенными усилиями вдруг уверовавших в бога чиновников и окрыленных открывшимися возможностями клерикалов религия хлынула в нашу жизнь. Предстоятель РПЦ уже диктует, что надо показывать по телевидению, а чего нельзя. Вспомните нашумевшую историю с фильмом Скорсезе "Последнее искушение Христа", а сколько подобных историй случалось без шума, но с большим эффектом. Целый год русско-православная околоцерковная общественность дискутировала вопрос о том, можно ли присваивать верующим индивидуальные налоговые номера (ИНН) и чуть не сорвала это необходимое государственное мероприятие. Но все-таки по ее требованию были сняты номера с транспортных маршрутов, билетов и т.п., содержащие три шестерки подряд (мистическое "число зверя").

И с таким "багажом" церковь лезет в светское государственное образование, в науку, в повседневную жизнь. А ее притязания поддерживают и проталкивают такие государственные чиновники, как министр образования, президент Российской академии наук, ректор МГУ, глава Академии образования.

За какой-нибудь десяток лет церковь в России при участии нынешней власти, клявшейся создать свободное, демократическое государство, уважающее права человека, стремящееся к гражданскому открытому обществу, превратилась в решающую и устрашающую силу.

А учитывая ложность ее "вечных истин", нетерпимость к несогласным с ее догматами и канонами, крайнюю субъективность в истолковании явлений окружающего мира, да и тот "хвост" консерватизма и естественно-научного невежества, которое тянется за ней, можно представить, что ждет всех нас, если мы вновь не укажем этой организации ее реальное место вне системы государственной власти.

Сегодня церковь в России рвется к власти, почувствовав слабину государства. Пока последнее путается в "национальных идеях", не может определиться в экономике, разбирается в "структурах и вертикалях", церковь шаг за шагом захватывает плацдармы, прибирает к рукам ниточки управления.

Итак, пора уже россиянам освободиться от очарования детских сказок и по-взрослому объединиться в сопротивлении современному, а по сути средневековому мракобесию. Предлагаю в знак этого простое мероприятие: в определенный день и час, скажем, в первое воскресение каждого месяца, в полдень по местному времени собираться где-нибудь в центральной месте своего города (района, села), знакомиться друг с другом, и, общаясь, искать и укреплять единство взглядов. А чтобы узнавать друг друга при встрече, было бы неплохо иметь условный знак, например, вечно зеленую (в условиях России) веточку дерева из хвойных пород - ели, сосны, кедра, пихты, а также можжевельника, кедрача и т.д. в руках или на груди. Кроме того предлагаю с той же целью выходить через Интернет и электронную почту на единомышленников из других регионов России.

Возьмемся за руки, друзья-атеисты и светские гуманисты!

Е.А.Сметанин

наверх