Плюрализм так плюрализм

(Опубликовано в газете "Санкт-Петербургские ведомости" 6-12 марта 1999 г.)

Человека, искренне верующего в бога, переубедить невозможно. И вряд ли нужно. Наша Конституция защищает право граждан верить или не верить и говорить об этом, где захочется, вплоть до использования СМИ. Но сейчас получилось так, что в России громко звучит только голос церкви и верующих, чему каждый день дает массу примеров. Церковь пользуется гласной моральной и негласной финансовой помощью со стороны государства. Ощущая ее, она все больше смелеет и уже открыто посягает на незрелые детские умы, добиваясь проникновения в государственную школу, и министр образования готов потворствовать этому ("Известия" от 03.02.99).

Вопрос о том, нужен ли в наше время атеизм, казалось бы, риторический, но приходится сталкиваться с мнением даже ученых-естественников, что сейчас не время говорить о безбожии, надо помалкивать на эту тему и даже каяться за преступления, совершенные в отношении церкви в советское время. Но почему вместе с преступниками должны каяться просто неверующие люди, "грех" которых состоит лишь в том, что они скептически, с позиций здравого смысла воспринимают религиозные мифы? Почему обязаны просить прощения у церкви те, кто противостоит ей лишь мировоззренчески? Требовать покаяния не за содеянное, а лишь за образ мыслей абсурдно. Нет, убежденные безбожники не должны сдавать свои позиции только потому, что сложилась неблагоприятная конъюнктура, ибо это будет во вред прогрессу, просвещению, науке, т.е., в конечном счете, людям, как ныне живущим, так и, в еще большей степени, нашим потомкам.

Приходится слышать и такой довод: "Я не верю в бога, но стоит мне сказать об этом вслух, как я тотчас буду обвинен в принадлежности к коммунистам. А я вовсе не коммунист и никогда им не был, я только атеист, что не одно и то же. Поэтому лучше буду молчать, пока не наступят более благоприятные времена". Такой довод, конечно, имеет право на существование, но если им руководствоваться, то благоприятные времена могут не наступить вовсе. Безмолвие атеистов - это не "индифферентность", которой модно сейчас прикрывать мировоззренческую беспринципность, а прямое подыгрывание церкви, которой это безмолвие очень выгодно на фоне поднятой ею и щедро оплачиваемой пропагандистско-рекламной кампании. Не слыша голосов атеистов, но постоянно слыша и видя почти во всех СМИ религиозные высказывания и сюжеты, бывшие советские люди, воспитанные в убеждении, что надо всегда идти за большинством и шарахаться от меньшинства, невольно заключают, что идея безбожия посрамлена, что таинственный вершитель человеческих судеб все-таки существует и нет смысла противиться его воле, а надо безропотно отдать себя в его руки, покориться и ждать от него манны небесной.

Чтобы этого не произошло, в России должен сложиться подлинный, а не только продекларированный мировоззренческий плюрализм. Для этого в СМИ должны "озвучиваться" не только верующие, но и атеисты, которых вместо этого клеймят там всякими ругательными словами вроде "безумцев", "клинических идиотов" и, как сказано выше, "коммунистов". Если так пойдет и дальше, то, чего доброго, безбожников начнут отстреливать. Атеисты не должны быть каждый сам по себе, изолированы друг от друга стеной замалчивания, воздвигнутой СМИ. Сейчас каждый из них как бы сидит в камере-одиночке и не ведает, что у него еще остались единомышленники. Надо разрушить эту стену. Тогда атеисты, увидев и услышав друг друга, воодушевятся и обретут утраченный оптимизм. А многие россияне, потерявшие атеистов из поля зрения и решившие поэтому, что их больше нет, что надо пока не поздно, спешить в объятия церкви, одумаются.

Чтобы

противостоять все более сгущающимся над Россией сумеркам разума и рассвету религиозного слеповерия, безбожникам надо объединиться. Эту задачу наряду с другими поставило перед собой Российское гуманистическое общество (РГО), существующее с мая 1995 г. Это первая в истории России негосударственная организация, цель которой - поддержка и развитие идеи нерелигиозного гуманизма, гуманистического стиля мышления, гуманного образа жизни. Основные направления ее деятельности: научное, учебно-воспитательное и культурно-просветительское, издательское, социальное и международное. Гуманистам России необходимо отвоевать собственную нишу в социальной и духовной жизни народа, которая сейчас оккупирована квазигуманистическими идеями. Гуманистам нужна известность, необходимо быть "замеченными" в СМИ. Тогда довольно быстро можно будет увидеть, сколько же реальных светских, мирских и сколько религиозных людей в России.

С 1996 г. РГО издает журнал "Здравый смысл", на который можно подписываться на почте. Важной чертой этого ежеквартального издания является то, что оно не стремится к односторонней пропаганде, а, будучи дискуссионным, представляет интерес для всех думающих, ищущих читателей. В редакционном совете известные ученые Сергей Капица, Пол Куртц (США) и др.

Председатель РГО и главный редактор журнала Валерий Кувакин, обращаясь к читателям, пишет в статье "Объединяясь, мы ничего не теряем":

"Демократия, наука, искусство и образование влачат жалкое существование; подобно стервятникам, к ним слетаются священники, шарлатаны, мистификаторы, псевдоученые, эксплуататоры низменных чувств и слабостей человека. Дорога в Новое Средневековье широко открыта...

Никому не нужен свободный, живущий своим умом человек. На него натравливали попов и жандармов, чекистов и толпы оболваненных людей. Сегодня на него набрасываются церковь, секты, стаи магов и экстрасенсов, дианетиков и кашпировских, пирамидальщиков, бандитов, корыстных политиков, реклама и СМИ...

РГО - это, возможно, капля в общественной жизни страны. Но она есть - живая и развивающаяся.... Это уникальный плацдарм здравого смысла и человечности. Мы помогаем гуманистам узнать и найти друг друга. Мы создали возможность их общения. Наш журнал становится центром притяжения, обсуждения и осмысления идей гуманности, рациональности и разумности...

Вот почему я говорю: скептики, оптимисты и гуманисты, свободомыслящие, реалисты и трезвомыслящие россияне - объединяйтесь: нам нечего терять, кроме человеческих слабостей и иллюзий".

Уверен, что под этими словами сегодня готовы мысленно подписаться миллионы наших сограждан. Готовы ли они сделать это открыто?

Шевелев Г.Г.

наверх