За здравый смысл и человечность

Обращение Российского гуманистического общества к политическим партиям и общественным движениям

Чем характерна современная политическая обстановка в стране? Продолжают сохраняться определенные демократические свободы, существует многопартийность, не подавлена окончательно свобода слова, средства массовой информации еще позволяют себе разномыслие и не скатились к сплошному восхвалению власти. Стихии дикого рынка и экономико-бюрократического криминалитета не удалось полностью извратить идею частной собственности, свободного предпринимательства и социальной инициативы. В стране проходят выборы разного уровня - от местных до федеральных. Они, несмотря на грязь "пиаровских" технологий, пока еще признаются демократическими и свободными, хотя честными их назвать уже нельзя. Тем не менее, сама их возможность и факт проведения - это великое благо для России. Потому что выбор - это всегда шанс исправить ошибку, сделать лучше, поступить разумнее и, в крайнем случае, убедиться, что мы достойны власти, которую сами же и избрали.

Несмотря на все трудности, разочарования и крушения многих надежд, люди учатся жить по законам демократии, свободы, личной ответственности и собственному разумению. Но мы лишь только приступаем к созиданию и обживанию новых политических и экономических реальностей. И чтобы у россиян не были отняты даже те небольшие завоевания, которые удалось получить за последние 10 лет, необходимо понимание общеполитической ситуации, социального и морального состояния страны. Нужно знать, в чем состоят наши проблемы и каковы пути их преодоления. Нужно знать, что составляет или может составить положительное основание нашего развития, на каком фундаменте может сегодня гражданин нашей страны отстаивать свое достоинство и повышать качество жизни.

Источники наших трудностей и ошибок лежат и на поверхности, и на глубине. На поверхности - это отсутствие опыта демократических преобразований и стереотипы коммунального, а порой и стадного сознания, коррупция и воровство, беззаконие и произвол на всех этажах российского общежития. Все это выливается в кризис финансовый, экономический и социальный. Но глубинная причина всех этих явлений - кризис личности, ломка ее ценностей, психологии, миропонимания и образа жизни.

Эпоха перемен, в которую вступила Россия, не могла не привести к резким изменениям экономических, политических, правовых и моральных принципов и ориентиров. Именно к этому мы оказались менее всего готовы. Закат тоталитарных - крепостнической и коммунистической - эпох не означал и не мог означать рождение нового человека и нового общества. Само это рождение неизбежно занимает определенный период исторического времени. То, что мы так драматически переживаем сегодня, и есть процесс этих предродовых и родовых схваток. В России мучительно рождается новый человек, новый порядок вещей.

История показывает, что быстрее всего происходит переход власти из одних рук в другие. Медленнее и труднее осуществляются экономические преобразования. Сложней обстоит дело с изменениями моральными и мировоззренческими, т.е. с тем, что связано с принципами и установками, которыми руководствуется человек в своей личной и общественной жизни.

Именно на эту сторону дела обращают внимание российские гуманисты, будучи твердо уверенными в том, что кризис системы ценностей является самой главной причиной нестабильности и кризисного состояния экономики, культуры и общественного сознания в России.

Каждый из нас знает, что поведение людей зависит не только от объективных материальных обстоятельств, но и от того, какими гражданскими, моральными и юридическими нормами они руководствуются. Но сегодня в головах у большинства россиян царствуют хаос, идейный вакуум, непонимание сути происходящего, а также те отрицательные обычаи и психологические установки, которые достались нам исторически: слепое следование большинству, пассивность, иждивенчество, упования на "сильную руку" и т.д. Очевидно, что с таким багажом идей и психологических установок нам не создать свободную, процветающую, демократическую и здоровую Россию.

Кризис мировоззрения, сознания и ценностей в России ярко выражен в политической жизни общества. Характерно, что в программах и стратегиях ведущих политических партий беднее всего представлены потребности людей в правде и честности, справедливости и человеческом достоинстве.

Реформы начались с лозунгов свободы и демократии. Но на удивление быстро они были вытеснены "высшими" ценностями приватизации, ваучеризации и монетаризма. Поистине все началось без божества и вдохновения. Перед вульгарностью и меркантилизмом преобразователей померкли материализм и цинизм политических вождей от марксизма-ленинизма. Это не замедлило сказаться во всех областях жизни общества. Свобода обернулась произволом, демократия - олигархией, ваучеризация - грабежом и разбазариванием национальных богатств, монетаризм - вывозом капитала из страны и обогащением людей, не умеющих и не желающих использовать деньги как инструмент экономики и развития рыночных отношений. Воровство поразило все общество, превратившись из застарелого российского недуга в настоящее социальное бедствие. Стихия беззакония и коррупции стали и следствием, и симптомом морального разложения.

Резко упал культурный уровень страны. Во внутренний мир людей ворвались порнография, бесконечные сцены насилия, пошлость сентиментальных и оглупляющих сериалов и шоу, цинизм и дух отчуждения политических элит и средств массовой информации. И без того ослабленное моральное сознание и мировоззрение постсоветского человека стало систематически и агрессивно разрушаться.

Мы оказались слишком, опасно материалистичными. Мы либо забыли, либо стали пренебрегать реальностью духовных основ общества. Те же, кто понимает их значимость, начали затапливать руины человеческого духа безнадежно устаревшими ценностями православия или столь же сомнительными ценностями заморских и новейших религий и различных форм шарлатанства от астрологии и магии до сатанизма и шаманства. Вместе с догматами и мифами коммунистической идеологии за границами сознания стали оставаться научное мировоззрение, здравый смысл, трезвое отношение к происходящему.

Значит ли это, что, ставя во главу угла фундаментальные человеческие ценности и, видя в них главный инструмент оздоровления страны, российские гуманисты оказываются очередными утопистами и прекраснодушными мечтателями? Давайте разберемся.

Человек - это материальное существо, наделенное разумом. Его жизнь требует и материальной, и духовной пищи. Даже если он ставится на грань физического выживания, его потребность, его жажда правды, добра и справедливости не исчезает, а порой, напротив, обостряется. Как бы мы ни понимали духовную жизнь человека и общества, мы не можем отрицать ее реальности и силы. Все исторические порывы людей, от приручения животных и овладения огнем до войн и освобождения от гнета, - были бы невозможны без духовной, а не только физической мобилизации и усилий.

Стремление к реализации высших потребностей, целей и идеалов неистребимо в человеке так же, как и его потребность в пище, жилье и физической безопасности.

Российские реформы конца ХХ в. поражают своей бездуховностью, упадком нравственного уровня народа и деморализацией власти. Мы убеждены в том, что плачевные результаты социальных преобразований были запрограммированы, ибо не были связаны с ценностями гуманизма, которые и должны были бы лежать в основании программы создания и демократического государства, и гражданского общества, и свободной многоукладной рыночной экономики.

Кризис ценностей и идеалов поразил и власть, и народ. В этих условиях исключительное значение приобретает правильный моральный выбор, выбор достойных социальных и духовных ориентиров. Таковыми российские гуманисты считают ценности правового государства, современной светской культуры, гуманистического мировоззрения.

Почему гуманизм?

Более 400 лет назад европейская цивилизация породила науку и гуманизм. Благодаря им человечество обрело динамизм, люди начали стремительно освобождаться от власти стихийных сил природы, от многих социальных и физических болезней. Промышленность, техника, новые средства коммуникации, прогресс в области прав и свобод человека, распространение знаний, смягчение нравов, усиление роли закона и моральных стандартов - всему этому мы обязаны науке и гуманизму. Безусловно, и здесь не обошлось без ошибок и извращений. Была и слепая вера в науку, и монстрообразные продукты технократического мышления, и безумная идея сверхчеловека, возомнившего себя земным богом, и оставившая после себя пепел фашистских крематориев и колючую проволоку гулаговских лагерей. Весь ХХ век полон мучительных поисков и ошибок, провалов и взлетов человеческого духа. Но если не поддаваться чувствам страха и не дать запугать себя тенями уходящего от нас столетия, то можно увидеть и его светлую сторону, его обнадеживающие последствия. На рубеже веков перед человечеством и в первую очередь перед Россией стоит жизненно важный выбор: ведущая к повторению прошлого дорога к коллективистски-тоталитаристскому новому средневековью или демократическая перспектива, ориентированное на науку мировоззрение, разум, здравый смысл, общепринятые моральные нормы, светское гуманистическое общество.

Судя

по всему, цивилизации Запада уже сделали свой выбор в пользу последнего. Россия находится в ситуации выбора. Большинству остальных стран этот выбор еще предстоит сделать.

Гуманистические основы российской цивилизации

История России, в общем и целом, - это история восточноевропейской христианской цивилизации. Четыре обстоятельства определили запаздывающий характер ее развития по сравнению с социальным и техническим прогрессом других стран христианского мира: географическое положение, не реформированное и потому особенно консервативное и аскетичное православие, затянувшееся крепостное право и трагический коммунистический эксперимент по опережению естественный ход истории.

Тем не менее, лучшие качества национальной психологии, богатства российской культуры и достижения отечественной науки, естественно при-сущие россиянину черты человечности: взаимовыручка, сочувствие, стремление к правде и справедливости, - образуют гуманистическую подпочву истории России. Многие светские ценности, особенно научного мировоззрения и социальной справедливости, а также способность человека использовать достижения техники для обеспечения высоких стандартов жизни, ценности классической культуры и всеобщего образования, укоренились в сознании людей в советский период истории России.

Не менее существенное значение для укрепления гуманистических принципов общежития имеет наша интеграция в мировое сообщество в последние 10-15 лет. По преимуществу она осуществляется на основе принципов светского гуманизма, заложенных в Уставе ООН, Всеобщей Декларации прав человека и документах, определяющих интеграционные процессы стран Европы.

Все это создает реальные предпосылки для успешного выбора Россией гуманистической альтернативы.

Что такое гуманизм?

В отличие от всех других систем ценностей, широко распространенных в России - коммунистических, националистических, религиозных, оккультных и иных неомистических и паранормальных верований, - гуманизм не содержит в себе ничего утопического, заумного, сверхъестественного и экзотического.

Он исходит из простых и самоочевидных истин, выработанных историей человечества. Зародившись в античности, гуманизм обрел зрелость в эпоху Возрождения, и сегодня цементирует собой фундамент всех современных демократических обществ.

Гуманизм сегодня - это мировоззрение и образ жизни, основанные на уважении к человеку, на признании его права на самостоятельное развитие, его ответственности за свою судьбу и соблюдение общепризнанных моральных норм и законов.

Гуманизм - это ценности гражданских свобод, плюрализма и демократии, как лучшей защиты от посягательств на права человека со стороны правящих структур и отравленных идеологией насилия толп людей;

  • это приверженность верховенству закона, праву и справедливости, противостоящих дискриминации и нетерпимости;
  • это убеждение в том, что в основе здоровой экономики должны лежать принципы многоукладности, свободного частного предпринимательства и рыночных отношений;
  • это признание возможностей науки и технического прогресса улучшать условия жизни людей и решать национальные и глобальные проблемы современности;
  • это защита и поддержка инвалидов и других малозащищенных групп населения, с тем чтобы они могли заботиться о себе сами;
  • это уважение к таким человеческим добродетелям, как личное достоинство, ответственность, порядочность, моральность, забота и сострадание;
  • это реальная альтернатива безысходным вероучениям, идеологиям насилия и расизма;
  • это оптимизм против пессимизма, надежда вопреки отчаянию, свободное познание и критическое мышление вместо догмы и фанатизма, истины науки против невежества, радость жизни вместо чувства вины, греховности или богоизбранности;
  • это терпимость, вытесняющая страх и подозрительность, это сочувствие вместо эгоизма, здравый смысл вместо слепой веры и абсурда.

    Специально необходимо подчеркнуть политический статус гуманизма.

    Во-первых, гуманизм не чурается политики и не изолирует себя от политической жизни. Он заключает в себе такие имеющие политическое значение ценности, как свобода, демократия, социальная справедливость, верховенство закона, правовое государство, широкое участие граждан во всех областях политической жизни и т.д.

    Во-вторых, он носит надпартийный характер, обращаясь к гражданам страны через головы партийных лидеров и бюрократов, государственных деятелей и разного рода "политтехнологов". Таким образом, гуманизм выполняет общеполитическую консолидирующую функцию обращаясь к электорату в целом, и каждому избирателю в отдельности, аппелируя к его лучшим гражданским, моральным и просто человеческим чувствам и качествам.

    В-третьих, гуманизм носит межпартийный характер. Это значит, что он обращается и к политическим партиям со своими гуманистическими ценностями, демонстрируя как лидерам, так и рядовым членам партий, что политические программы любой партии, если она рассчитывает на уважение избирателей, обязаны включать в себя фундаментальные человеческие ценности.

    В-четверых, гуманизм как организованное общественное движение способно выполнять и выполняет коммуникативную, координирующую, согласительную и интегративную (объединительную) роль в межпартийном диалоги и межпартийной борьбе, не давая борьбе идей и идеологий перерастать в борьбу между людьми и социальными классами. Гуманизм - это единственно приемлемое морально-психологическое поле, на котором могут обсуждаться и решаться все политические разногласия и конфликта. Другим таким полем - юридическим - является суд, демократическая судебно-правовая и конституционная система.

    В нормальном, здоровом обществе все политические партии должны опираться на систему ценностей гуманизма. Этим, в конечном счете, определяется человечность общественно-политического устройства общества, политического сознания и всего политического процесса в стране. Поэтому и здесь человечность (гуманность) является главным критерием уровня и качества политических реальностей.

    Со своей стороны, гуманизм как общественное движение не может превращаться в политическую партию или политическую идеологию, поскольку тем самым он теряет свою общечеловеческую сущность и из цели превращается в средство борьбы за власть, которая по определению не может быть властью всех и каждого. Как бы нам ни хотелось иного, но где власть, там - насилие, где власть, там - властвующие и подчиняющиеся, там есть господство и подчинение. Вот почему любая попытка превратить гуманистическое движение или общество в политическую партию или идеологию обречена на провал, на извращение гуманистических идеалов. И в истории есть тому множество примеров.

    Все это не умаляет, но напротив, усиливает значение политической составляющей гуманизма. Это требует от организованных гуманистов делать все для того, чтобы превращать свое движение в возможно более влиятельную морально-политическую силу. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТАТУС ЭТОЙ СИЛЫ - КОЛЛЕКТИВНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ЕЕ ОБЩЕСТВЕННАЯ РОЛЬ -ГУМАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ПРАКТИКИ.

    Суть коллективного мировоззрения состоит в том, что гуманисты действуют здесь сообща, разделяя фундаментальные общеполитические ценности и принципы гуманизма, т.е. у них есть область общего, в рамках которой они действуют как один, в согласии. Но в отличии от идеологической общности, для которой идеология (соответственно, идеолог, лидер, вождь и т.п.) - это первичное, а участник, член этого идеологического (политического или религиозного) движения - это вторичное, в рамках мировоззренческой общности каждый отдельный человек несет ответственность за свое мировоззрение и поступок. Иначе говоря, в гуманистическом движении нет партийных винтиков, "объектов" процесса, а есть личности, ответственные и свободные "субъекты" гуманистического движения.


    Обращаясь к политическим партиям и движениям, ко всей российской общественности, российские гуманисты призывают осознать глубину охватившего страну морального кризиса, ответственность каждого из нас за судьбу отечества. Если мы хотим достойно выжить, выйти на дорогу нормального экономического и культурного развития, то гуманистическая альтернатива - это тот естественный и единственный выбор, который подсказывает нам голос разума и сердца.

    Моральный прорыв, психологическое и интеллектуальное очищение необходимы России не меньше, а, возможно, больше, чем решение финансовых и экономических проблем.

    Нам необходимо делами вернуть доверие друг к другу.

    Нам необходимо обрести решимость создать гармоничное общество свободных, самостоятельных и ответственных граждан.

    Нам нужна человечность, защищенная законом.

    Нам нужна человечная экономика.

    Нам нужно гуманное образование и воспитание.

    Нам нужно гуманное информационное пространство.

    Нам необходима человечная власть и честная политика.

    Нам нужны политические лидеры, имеющие мужество сказать самую горькую правду себе и людям, лидеры, способные взять на себя всю полноту ответственности за принятие решения и его результаты.

    Нам нужны лидеры, которые не боялись бы высоких слов и были в состоянии демонстрировать образцы принципиальности и благоразумия, мудрости и самоотверженности в служении стране и людям.

    наверх